Главная » 2015 » Декабрь » 27 » Петровское барокко
22:46
Петровское барокко

Петровское барокко — термин, применяемый искусствоведами к архитектуре и декору времен Петра Великого в новой столице России Санкт-Петербурге.

   Петр хотел, чтобы Россия присоединилась к ряду цивилизованных западных стран, следую общему европейскому пути политического, экономического и культурного развития.

В надежде увидеть плоды своей работы в своей жизни, Петр пригласил многих известных западноевропейских архитекторов, скульпторов, художников и мастеров прикладного искусства в свою новую столицу, основанную в 1703 году. Петровское барокко — это смесь итальянского барокко, раннего французского классицизма и рококо и ряда других стилей и движений.

Кунстка́мера — кабинет редкостей, в настоящее время — Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором Петром Первым и находящийся в Санкт-Петербурге.

  Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим этот музей известен по коллекции «уродцев» — анатомических редкостей и аномалий. Здание Кунсткамеры является с начала XVIII в. символом Российской академии наук.

 Вернувшись в Россию, Пётр занялся обустройством русского «кабинета редкостей». Распорядившись перенести столицу России из Москвы в Петербург, Пётр также приказал перенести и «государев Кабинет». Вся коллекция была размещена в Летнем дворце. Помещение было названо на немецкий манер Куншткамерой, то есть «кабинетом редкостей». Событие это произошло в 1714 году и стало считаться датой основания музея.

Коллекция всё время разрасталась, и было решено построить специальное здание на стрелке Васильевского острова — «Палаты Санкт-Петербургской Академии Наук, Библиотеки и Кунсткамеры». А на время постройки здания переместить собрание в дом боярина Кикина  («Кикины палаты») (ныне Ставропольская ул., дом 9).

Здание «Палат» заложили в 1718 году. Строительством руководил архитектор Маттарнови, который и разработал проект здания. После него возведением здания вплоть до 1734 года занимались другие архитекторы: Гербель, Киавери, Земцов. Строительство продвигалось очень медленно, с большими перерывами. К началу 1725 года, когда Пётр умер, были возведены лишь стены. В 1726 году в ещё не достроенное здание были перевезены коллекции.

Петровское Барокко - это архитектурный стиль, который был официально «одобрен»  Петром I, и широко применялся для проектирования и строительства домов в Санкт-Петербурге - новой столице России. Многие замечательные здания города, являющиеся до сих пор его украшением, были построены именно в стиле Петровского Барокко, и они в значительной мере определили развитие городской архитектуры на ближайшие столетия.

«Петерсбурхский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением.

Появление стиля было связано со стремлением Петра утвердить в России европейский характер архитектуры и отойти от традиций Византии, доминировавшей до сего времени.. По приглашению Петра I, в Петербург стали приезжать известные и талантливые архитекторы из Европы, которых царь пригласил для того, чтобы превратить новую столицу в принципиально новый город, по сравнению с Москвой и другими городами России. В Питере стали появляться церкви, без обычных для исконно русских храмов "пятиглавия" и роскошной внутренней отделки, в Летнем саду появилась скульптура, которую раньше запрещала церковь.

Стиль Петровского Барокко условно ограничивают 1697-1730 годами (время Петра и его непосредственных преемников).  В нем слились воедино влияния итальянского барокко, раннего французского классицизма, немецкой и голландской гражданской архитектуры и ряда других стилей и направлений.

Для Петровского Барокко характерны

- симметрия планов и объемных построений,

уравновешенность.

- Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, за ним самый большой и нарядный зал.

- Особо представительные в градостроительном отношении здания (например, Кунсткамера и другие) акцентируются башней. 

 - Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными наличниками.

Обязательным было применение над всеми тремя ризалитами (выступающими частями здания) либо только над одним – центральным – лучковых либо полукруглых фронтонов, зрительно усложняющих и обогащающих линии крыш.

Окна обрамлялись профилированными наличниками – белыми на красном фоне, с характерными утолщениями – ушками, по углам, с применением вверху замкового камня.

- Углы зданий, а в ряде случае и первые этажи оформлялись рустом.

В период раннего Б. в 1700-30-е гг. разрабатывались новые принципы градообразования: регулярность планировки, регламентация жилой застройки по сословному признаку («образцовые» проекты), формирование парадно-представительского центра города фасадами дворцов знати, поставленных единым фронтом вдоль берегов Невы и главных магистралей города. Практицизм, цивилизаторские тенденции государственных преобразований проявились в строительстве новых типов сооружений: дворцов (вместо хором), специальных зданий для правительственных учреждений (коллегий), верфей, фабрик, арсеналов, музеев, театров. Различие в опыте и художественных пристрастиях западно-европейских зодчих, приглашённых Петром I на строительство Петербурга (Д Трезини, А. Шлютер, Ж. Б. Леблон, Д. М. Фонтана, Г. И. Шедель, Г. И. Н. Микетти Маттарнови,), обусловило многообразие стилистических оттенков в архитекторе раннего Б. Практическая деятельность, освоение опыта европейской архитектуры выдвинули ряд отечественных зодчих - М. Г. Земцова, П. М. Еропкина, И. К. Коробова . 

Архитектора этого периода отличалась

-ясностью объёмно-пространственного построения,

-плоскостной трактовкой фасадов,

-применением ордера в виде плоских лопаток и пилястр,  рустовки

-сдержанной пластикой декоративных деталей,

-употреблением высоких кровель, часто с изломом,

-двухцветной окраской стен;

-колокольни церквей, башни административных зданий часто завершались шпилями.

- мелкая расстекловка окон.

Таковы Летний дворец Петра I, Кунсткамера, Двенадцати коллегий здание, Петропавловский собор Петропавловской крепости, первое Адмиралтейство (1727-38, архитектор И. К. Коробов) .

   В дворцовых интерьерах развивалось симметрично-анфиладное распределение парадных помещений с разнообразной и эффектной декорировкой (Меншиковский дворец).

   Появились регулярные дворцово-парковые ансамбли: Летний сад, Петергоф, ныне Петродворец, Царское Село, ныне Пушкин, Ораниенбаум, ныне Ломоносов, Стрелъна .

Одним из главных отличительных признаков стиля «петровское барокко» —

это двуцветная окраска зданий (чаще красный и белый) и плоскостная трактовка декора. Первые постройки в Петербурге были мазанковыми, деревянными, по конструкции похожими на западный фахверк. Штукатурка требовала раскраски. Подобные конструкции и даже кирпичная кладка «с напуском» могли обеспечить лишь невысокий рельеф лепных деталей, карнизов, пилястр, оконных и дверных обрамлений. Использовались элементы классического тосканского и коринфского ордера, но в наивной, архаичной трактовке.

Более любимы были простые русские «лопатки», заменявшие и пилястры, и колонны.

Окна обрамлялись профилированными наличниками – белыми на красном фоне, с характерными утолщениями – ушками, по углам, с применением вверху замкового камня.

Углы зданий, а в ряде случае и первые этажи оформлялись рустом.

Этот праздничный, нарядный вид дополнялся множеством более мелких архитектурных деталей, обрамлений, тяг; завитков, картушей, балюстрад.

Обязательным было применение над всеми тремя ризалитами (выступающими частями здания) либо только над одним – центральным – лучковых либо полукруглых фронтонов, зрительно усложняющих и обогащающих линии крыш.

Столь же непременной была установка статуй и вазонов.

На скатах крыши устанавливались люкарны, также с обрамлениями и волютами. Таким образом, верхняя часть зданий приобретала выигрышный богатый, декоративный и сложный силуэт, что немаловажно для зрительного восприятия на фоне серого и мрачного петербургского неба. 

Кикины палаты

Здание Двенадцати коллегий

Здание Двенадцати коллегий

Меншиковский дворец

Летний дворец Петра I

Летний дворец Петра I

Кунсткамера

Благовещенская церковь (1717-22 гг., арх. Доменико Трезини)

Благовещенская церковь (1717-22 гг., арх. Доменико Трезини)

 

 

 

Прикрепления: Картинка 1
Просмотров: 381 | Добавил: mchiz | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar