Главная » 2015 » Декабрь » 27 » Подготовка к районному туру олимпиады по предмету История и культура Санкт-петербурга
21:28
Подготовка к районному туру олимпиады по предмету История и культура Санкт-петербурга

Основание Кунсткамеры в 1714 году

 

Вопрос о дате создания первого российского государственного общедоступного музея – Кунсткамеры неоднократно обсуждался в исследованиях, посвященных истории музея, т.к. мы не располагаем указом или письменным распоряжением об основании Кунсткамеры и библиотеки. Может быть, он до сих пор не найден в архивах, но скорее всего его просто не существовало.

1714, как год основания Кунсткамеры и библиотеки назван И.Д. Шумахером, человеком, который принимал непосредственное участие в создании музея и в руководстве им на протяжении 47 лет вплоть до своей кончины в 1761 г. В книге «Палаты Санктпетербургской Императорской Академии наук, Библиотеки и Кунсткамеры с кратким показанием всех находящихся в ней художественных вещей, сочиненное для охотников, оные вещи смотреть желающих» (русское издание 1744 г.) Шумахер пишет: «Библиотека и Кунсткамера учреждены в 1714 году, а в 1724 присоединены к Академии Наук» [1].

Современные исследователи связывают дату основания Кунсткамеры и Библиотеки с 1714 г.  с тем, что к этому году из Москвы в Петербург были перевезены личное собрание коллекций и библиотека Петра I, а также книги и коллекции по естественной истории Аптекарской канцелярии. Коллекции и библиотека были временно размещены в Летнем дворце Петра. «Факт сосредоточения к этому году крупного собрания исторических и «натуральных» экспонатов в одном месте и послужил основанием для историков считать 1714 год датой основания первого русского исторического и естественнонаучного музея, получившего название Кунсткамеры»[2].

1714 год в качестве даты основания Кунсткамеры называли авторы каталогов и путеводителей по музею XVIII в. И.Г. Бакмейстер и О.П. Беляев.

Получить представление о составе и размерах коллекций и книжного собрания, которые легли в основу знаменитой Кунсткамеры Петра Великого в Петербурге можно из того же предисловия к «Палатам Санктпетербургской Императорской Академии наук…», написанного И.Д. Шумахером:

«Кунсткамера, почти также как и библиотека, имела невеликое начало, но потом получила знатное умножение. В 1714 году состояла она только из нескольких сот в склянках сохраненных рыб, птиц и гадов, которые Петр Великий при первом своем путешествии в 1698 году купил в Голландии, также и из нескольких уродов и анатомических вещей. В 1716 году прибыло к ней Альберта Себы славное собрание животных четвероногих, птиц, рыб, змей, ящериц, раковин и других диковинных произведений натуры из Ост- и Вест-Индии, также и Гданьского доктора Готвальда минеральный кабинет. В 1717 году привезено было из Голландии славного доктора Руйша собрание анатомических вещей, трав и бабочек. В 1721 году куплены в Гамбурге из Лидерова медального кабинета, золотые и часть серебряных старинных и новых медалей; у Мушенброка многие физические и математические инструменты, а из кабинета господина Шевалье всякие смотрения достойные старинные и редкие вещи. В 1725 году отдан был в Кунсткамеру Петра Великого собственный кабинет натуральных вещей и великое число дорогих инструментов и машин, которые Его Императорское Величество чрез многие годы собирал»[3].

План организации музея был тесно связан со строительством новой столицы Российской империи – Санкт-Петербурга, города европейского типа, основными градообразующими функциями планировки которого были фортификация, судостроение, торговля, ансамбли дворцовых и правительственных зданий. Здесь же в самом центре столицы Петр Великий планировал создание Музея и Академии.

Пока город только начинал строиться, а сам Петр жил в маленьком деревянном домике, построенном для него за три дня в мае 1703 года неподалеку от строящейся Петропавловской крепости, было невозможно думать об организации Кунсткамеры и библиотеки. Но как только в 1714 году было завершено строительство Летнего дворца на берегу реки Фонтанки, Петр приказывает перевезти в новую столицу свои личные коллекцию и библиотеку, а также коллекции, купленные в Европе и временно хранящиеся в Аптекарской канцелярии в Москве. Все предметы бережно перевезли и разместили в Зеленом кабинете Летнего дворца.

В дворцовых покоях коллекциям было тесно. Ценные предметы нельзя было свободно расставить и показывать широкой публике. Для них требовалось другое помещение. В 1718 году музейные экспонаты разместили в доме опального вельможи Александра Васильевича Кикина – в Кикиных палатах. А.В. Кикин оказался причастен к делу царевича Алексея и был казнен, а его дом конфискован в казну. Петр решил приспособить его под Кунсткамеру и библиотеку.

Одновременно в 1718 г. приступили к строительству специального здания Кунсткамеры на стрелке Васильевского острова. До окончания строительства Кунсткамера была открыта для посетителей в здании Кикиных палат до 1728 года.

В 1830-х гг. Кунсткамера была разделена на ряд музеев:Зоологический, Этнографический, Ботанический, Минералогический. В настоящее время в здании Кунсткамеры расположены музей Антропологии и этнографии и  Мемориальный музей М.В.Ломоносова.

В настоящее время собрание Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого - Кунсткамера Российской академии наук является одним из наиболее полных и интересных музеев в мире. В нем собрано более миллиона экспонатов.  Более ста лет они служили исследователям в области археологии, анатомии и медицины.

АНТРОПОЛОГИЯ - НАУКА О ЧЕЛОВЕКЕ

АНТРОПОЛОГИЯ (от греч. antropos – человек, и logos – разум, знание) – наука о происхождении и эволюции человека.

Этнография - это наука, которая изучает бытовые и культурные особенности народов мира, проблемы происхождения, расселения, культурно-историческое взаимоотношение.

Этногра́фия (от др.-греч. ἔθνος — «этнос» (народ) и γράφω — «графо»(пишу))

Просмотров: 355 | Добавил: mchiz | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 2
avatar
0
1 mchiz • 21:51, 27.12.2015
Музей располагается в двух строениях: в здании Кунсткамеры и пристроенном к нему в 1887 г. Музейном флигеле. 
    Здание Кунсткамеры построено в стиле петровского барокко.
Это первое музейное строение в России и, видимо, старейшее здание в мире, возведенное специально для музея. Здание венчает башня с армиллярной сферой, символизирующей модель Солнечной системы. 
    По преданию, место для строительства музея выбрал Петр I. Он обратил внимание на необычную сосну, диковинная часть которой представлена в музее. Первоначальный проект здания был, по всей вероятности, составлен архитектором Андреасом Шлютером, а затем разработан на основе его чертежей Георгом Маттарнови при личном участии Петра. Позднее работами руководили архитекторы Николай Федорович Гербель и Гаэтано Киавери . Весь комплекс работ был завершен в 1734 г. архитектором Михаилом Земцовым. После пожара в здании Кунсткамеры в 1747 г. была выполнена декоративная отделка некоторых залов. Так, на потолке зала второго этажа восточного флигеля Кунсткамеры (зал библиотеки; ныне Зал барокко, где расположена экспозиция "Естественно-научные коллекции Кунсткамеры") художник Д. Джанни в 1757 г. создал лепной узор, а скульптор М. Павлов в 70-х гг. XVIII в. - два горельефа - "Празднующая Европа" и "Триумф России". Плафон и горельефы сохранились до наших дней. Сгоревшая во время пожара 1747 г. деревянная башня была восстановлена только через 200 лет. Тогда же башню увенчала знаменитая армиллярная сфера (проект Р.И. Каплан-Ингеля)
avatar
0
2 mchiz • 00:32, 28.12.2015
Россия. Санкт-Петербург - Кунсткамера
Архитектор: И.Маттарнови, Н.Гербель, Г.Киавери, М.Земцов
Название: КунсткамераМесторасположение: Россия. Санкт-ПетербургАрхитектор: И.Маттарнови (? — 1719), Н.Гербель (?—1724), Г.Киавери (1689—1770), М.Земцов (1688—1743). Стиль, направление: Барокко, Петровское барокко Строительство: 1718-1734. Начато Маттарнови, продолжалось Гербелем и Киавери, закончилось Земцовым. Назначение: Кабинет редкостей, музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук Архитектура: Башня кунсткамеры образует центральную часть здания, к которой примыкают два трехэтажных, удлиненных, прямоугольных в плане корпуса. Основной восьмигранный массив башни несет верхние цилиндрические ярусы, завершенные легким купольным покрытием. Низ башни обработан рустованными лопатками. Его вогнутая в плане фасадная стена декорирована нишами со скульптурой, расположенными по сторонам от главного входа. В нижних этажах башни находится анатомический музей, в вархних - обсерватория. Боковые корпуса предназначались для библиотеки и выставочных залов, примыкавших к башне; научные кабинеты были отнесены к противоположным концам крыльев, отмеченными на фасаде раскреповками и фигурными фронтонами. Остальная плоскость фасада обработана на всю высоту лопатками. Сравнительно простая обработка крыльев здания выразительно противопоставлена сложной архитектуре и декоративной композиции башни, главенствующей в облике сооружения.
avatar