Главная » Статьи » Мои статьи

"Прививка" от нетолерантности

С момента основания Санкт-Петербург был городом, в котором проживали многочисленные этнические и религиозные общины, представляющие не только коренные народы России, но и Европы, Азии. Армянская община появилась здесь одной из первых – вместе с греческой, немецкой, французской и татарской.

Армяне селились в Санкт-Петербурге практически сразу же по его основании: первые упоминания об армянах в Петербурге относятся к 1708 году, а в 1710 году уже были основаны "армянские конторы" - торговые агентства. В это время в Северной Пальмире жило около 50 армян, в основном купцы и ремесленники.

 1711, 2 марта - опубликован Сенатский указ "Об умножении и облегчении армянского торгу", в котором, в частности, сказано: "Армян, как возможно, приласкать и облегчить им участь, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большего их приезда".

1724, 10 ноября - Петр I направил послание армянскому Католикосу Исаию. "Честнейшему Патриарху Исаию …и всему честному армянскому народу... Мы честный армянский народ ради Христианства по особливой нашей милости содерживаем". В тот же день - Указ генерал-майору Кропотову: "… отвести им, где они пожелают, …где б они поселиться могли,… понеже Мы оный армянский народ в особливейшую нашу императорскую милость и протекцию приняли".

 Здание Армянской церкви находится напротив Большого Гостиного двора. Она была построена по проекту Ю.М.Фельтена в 1771- 1780 годах. Средства на сооружение храма дал крупный коммерсант Ованес Лазарян (И.Л.Лазарев). – активный деятель армянского освободительного движения второй половины XVIII века. 2 мая 1770 по прошению главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованес Лазарян) Екатерина II издала указ, позволявший «торгующим и военнослужащим армянам» построить храмы в Петербурге и Москве. Через три недели Императрица отвела место на Невском, против Гостиного двора, на участке бывшей Малой придворной конюшни.

 Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена с 1771 по 1776 годы и обошлись в 33 тыс. рублей. Строительство храма осуществлялось на пожертвования прихожан, но в большей степени - на деньги самого И. Л. Лазарева.

  Здание было построено архитектором в глубине участка, в створе им же построенных домов №№40 и 42Поскольку именно Екатерина II дала разрешение на постройку, церковь, также как и предыдущая, стала именоваться "Святой Екатерины".

 

Изящная церковь Св. Екатерины на Невском проспекте сооружена в соответствии с парадным великолепием столицы, в традициях раннего русского классицизма и являет собой один из прекрасных образцов архитектуры этого стиля. Здания строгой aрхитектуры "сжимают" храм со стороны Невского проспекта, подчеркивают его праздничность и центральное место в ансамбле. Церковь увенчана куполом на стройном барабане. Все элементы здания тонко прочерчены и соразмерны. Фасад, обращенный к Невскому, отмечен строгим портиком, на фронтоне которого помещен скульптурный рельеф. Необычен его сюжет: "Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III".Армения была первой страной, где христианство стало государственной религией. В 301 г. армянский царь Трдат III принял христианство и повелел епископу Григору Просветителю крестить Армению. Сюжет взят из истории Армении и уже этим уникален для монументальной скульптуры Петербурга XVIII в. Рельеф выполнен неизвестным мастером в лучших традициях классицизма. 8 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.

В 1794—1797 годах перед церковью были выстроены ворота, а в конце 1858 установлена чугунная решетка по проекту Н. П. Гребенки, отлитая на фабрике Шопена, которая существовала до конца XIX века.

В доме №42 в 1811-1821 годах работала армянская типография, жил граф М. М. Сперанский. Здесь он завершил создание полного собрания законов и Свода законов Российской империи.

С 1854 по 1872 год в доме №42 жил Ф. И. Тютчев. Здесь он написал знаменитое "Умом Россию не понять". С 1878года в доме работал крупный книжный магазин А. С. Суворина.

  • В мае 1930 церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии.
  •  
  • В 1990 армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. 14 марта1993 в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.
  •  

[править]Церковь Святого Воскресения 1901 году по проекту архитектора Александра Кочетова рядом был построен церковный дом, фасады которого украшены резными орнаментами с мотивами армянского зодчества.

В 1930-ых годах церковь была закрыта и использовалась как скульптурная мастерская. Возвращение церкви верующим состоялось лишь в 1988 году.

Перед фасадом церкви в 1994 году установлен резной хачкар работы ереванского скульптора А. Овсепяна.

Храм находится по адресу: Набережная реки Смоленки, 27.

 Ура́рту (Арара́тБиайнилиВа́нское ца́рствоурартск. KURbi-a-i-na, арм. Ուրարտու, тур. Urartuперс. اورارتو‎) — древнее государство в юго-западнойАзии, располагавшееся на территории Армянского нагорья (современные Армения, восточная Турция и северо-западный Иран). Существование Урарту как союза племён документально подтверждено с XIII, как государства — с VIII века до н. э. Урарту прекратило существование в VI веке до н. э. В первой четверти 1 тысячелетия до н. э. Урарту занимало главенствующее положение среди государств Передней Азии[1].

  •  

Весна 1915 года — Ванское сражение, армянское население города, несмотря на оказанное сопротивление, было выселено и истреблено турецкими властями. Сам город был почти полностью уничтожен[1].

 Материалы, характеризующие культуру и искусство народов Кавказа, составляют коллекцию, охватывающую большой исторический период - от XI-XII вв. до н.э. до зрелого средневековья, с включением некоторых групп памятников XVI-XIX вв. Самые древние вещи относятся к эпохе бронзы и раннего железа на территории Северной Осетии, Армении, Грузии и Азербайджана. Особого внимания заслуживают золотая печатка из Арчадзора и Ходжалинская бусина с именем ассирийского царя Ададнирари II из Нагорного Карабаха.

Культуру и искусство одного из древнейших государств Востока - Урарту (IX-VI вв. до н.э., Армения) представляет богатейший комплекс памятников: орудия труда, разнообразная утварь, предметы вооружения. Наиболее ранние вещи происходят с территории севернее озера Ван. В первую очередь, это знаменитая бронзовая фигурка крылатого божества из Тапрак-Кале (VIII-VII вв.до н.э.). Ценнейшие материалы были обнаружены при раскопках крепости Тейшебаини (Кармир-блур) VII в. до н.э., служившей резиденцией наместников урартского царя Русы. В числе находок - разнообразная керамика, сохранившие по сей день блеск бронзовые чаши, большой бронзовый щит, колчан и шлем, с изображениями колесниц и всадников и надписями царя Сардури II.

  •  

 

 Фактически все урартские статуэтки относятся к «парадному» (придворному) прикладному искусству.

[править]Трон урартских царей

В конце XIX века кладоискатели продали в европейские музеи несколько небольших бронзовых фрагментов, которые при ближайшем рассмотрении оказались частями одного и того же урартского царского трона.

Сохранившиеся части трона были изготовлены из бронзы «литьём по выплавляемой модели». Такая методика подразумевает, что каждая деталь индивидуально изготавливается сначала из воска, потом обволакивается огнеупорной формой, а затем воск выжигается расплавленным металлом. Поэтому каждая фигурка изготовлялась отдельно, среди них нет абсолютно одинаковых. Позолота наносилась на фигурки с помощью простого обёртывания фигурок в тонкие золотые пластины.

 

Обломки бронзового трона урартских царей
Обломки собраны местными жителями города Ван в конце XIX века и проданы в несколько разных европейских музеев в период с 1877 по 1885 годы. Обломки урартского трона оказались вБританском музееЭрмитажеЛувреМетрополитанском музее и в частных коллекциях Парижа и Брюсселя.

 

 

При археологических раскопках было обнаружено всего три царских колчана, причём все три на территории Армении при раскопках последнего оплотаУрарту — города Тейшебаини. Один из колчанов был перевезён в Государственный Эрмитаж, два других хранятся в Национальном историческом музее Армении. Царские колчаны были выполнены из бронзы, на лицевой поверхности чеканкой нанесены изображения урартских воинов.

Триптих-реликварий 1293

Дерево, серебро с позолотой, чеканка; 63,5 х 69,5 см (в развернутом виде)

Складень-реликварий из монастыря Скевра является одним из самых замечательных произведений средневековых армянских мастеров-торевтов Киликийской Армении (Средиземноморское побережье Малой Азии). Он был изготовлен по заказу епископа Костандина в память защитников национальной святыни - крепости Ромклы, разгромленной египетскими мамлюками в 1292 году. Сюжеты триптиха и изображенные на поле персонажи отражают не только тексты Ветхого и Нового заветов, но и показывают современные заказчику события и героев армянской истории. 

 Урарту  Фигурка божества - деталь трона

VIII-VII вв. до н.э.

Бронза, покрытая золотом и инкрустированная камнем; Высота 16см

Скульптурные изображения фантастических животных, подобные этой бронзовой статуэтке, некогда украшали парадную мебель правителей Урарту, одного из древнейших государств Востока (IX-VI вв. до н.э., Армения). Устрашающего вида фантастические животные, часто с оскаленной пастью, должны были отгонять злые силы от урартского царя и производить впечатление на послов других стран, подчёркивая богатство и мощь Урарту.

Эта бронзовая статуэтка крылатого льва с человеческим торсом покрыта листовым золотом и разукрашена цветными камнями и смальтой. Она выполнена с большим художественным и техническим мастерством. Лицо фигурки из белого камня было закреплено посредством двух штифтов. Глаза и брови инкрустированы. Головной убор с рогами, через грудь торса перекинута лента, на шее подвеска-лунница с рогами. Нижняя часть фаса статуэтки разделана под оперенье птицы. Крылья с обеих сторон имеют чеканку, без углублений для инкрустации. На нижних частях лап шипы, что даёт возможность предположить крепление фигурки на деревянной раме.

Несмотря на небольшой размер статуэтка имеет монументальный характер и является характерными образцом урартского искусства. Большой позолоченный трон, деталью которого является эрмитажная фигурка божества, был найден кладоискателями в 1884 году в городе Ване, на холме Топрак-Кале ("Земляная крепость"). Здесь находился город Тушпа, столица царства Урарту, имевшего самобытную культуру. РНБ

Сканированный массив карточек армянского алфавитного каталога Отдела национальных литератур включает библиографические записи книг и продолжающихся изданий на армянском языке начиная с 1623 года до XXI века включительно. Библиографическая запись дана на армянском языке с переводом заглавия на русский язык.
Записи расположены в порядке армянского алфавита. Всего в армянском каталоге более 64 тысяч карточек.

Коллекции по этнографии народов Кавказа, хранящиеся в фондах Музея, насчитывают более 1000 предметов. К самым ранним относится коллекция одежды, приобретенная на Кавказе в 1842-1844 гг. специально для Кунсткамеры чешским ученым Ф.А. Коленати,  а также костюм мегрельского князя, подаренный в 1837 г. Николаю I и позднее (в 1899 г.) переданный из императорского Эрмитажа в МАЭ.

В 1903 г. было зарегистрировано поступление в Музей коллекций, включавших одежду и оружие кавказских народов: грузин, армян, азербайджанцев, курдов, лазов, татар, черкесов

 И. К. Айвазовского (Ованнес Айвазян), армянина по национальности, но целиком связавшего себя с русским искусством. Именно в традициях картин Айвазовского, посвященных армянской природе («Арарат», 1887; «Севан», 1895),

ГРМ: Аул Гуниб в Дагестане. Вид с восточной стороны, Большой рейд в Кронштадте, Буря, Ветряная мельница на берегу моря, Вид Константинополя в лунную ночь, Волна, Всемирный потоп,Дувятый вал, Море в лунном свете, Облако над морем. Штиль, Побережье в Амальфи.

Вид Петербурга. 
1888. Картон, масло. Национальная галерея Армении, Ереван, Армения. 

 

Категория: Мои статьи | Добавил: mchiz (27.12.2015) | Автор: Чижова Марина Георгиевна E W
Просмотров: 254 | Теги: толерантность | Рейтинг: 5.0/4
Всего комментариев: 0
avatar