Главная » Статьи » Работы и статьи учеников

Барокко — жемчужина мировой архитектуры или отжившее «излишество мировой культуры»?

Пролог

Еще в детстве, гуляя по Санкт-Петербургу, я не раз останавливалась около Зимнего дворца. С замиранием сердца изучала скульптура на крыше старинного здания, причудливые завитки лепнины. Тогда мне казалось, что красивее здания быть не может. Лишь потом я узнала, что построен дворец в стиле барокко, что стиль считается достаточно вычурным, что это барокко не сильно распространено в мире и куда более «прилично» восхищаться зданиями в классическом стиле. Но если вы спросите детей 4-8 лет, какое самое красивое здание в нашем городе, то около 70% скажет, что это Зимний дворец, может это потому что это самое известное здание в Санкт-Петербурге, а может по тому что наше бессознательное тянется к блистательному стилю барокко. Мне, кажется, что барокко, в отличии от строгого и рационального классицизма, является воплощением нашего подсознательного и эмоционального мира. Возможно поэтому он отрицается разумом и считается признаком не самого утонченного вкуса. Существовало мнение, что это архитектура упадка Ренессанса и поэтому мало распространено в мире. По моему мнению широко представлен в Италии и России. Я провела опрос, пытаясь понять представления школьников о распространении стиля барокко в мире. Опрос проводился среди цчеников 7-11 классов (всего 205 человек).  Респондентам предлагалось ответить на вопросы:

1) Перечислите архитекторов стиля барокко

2) Назовите барочные постройки

3) Перечислите страны

По опросу получилось, что самый известные архитекторы Доменико Трезини и Бартоломео-Франческо Растрелли. Самые любимые постройки- Екатерининский дворец и Зимний дворец.  Россия (203 человека), Франция (103 человека) и Италия(189 человек) были наиболее частыми ответами на третий вопрос. Испанию указали всего 7 человек, страны Латинской Америки не указал никто.

Это явилось причиной выполнения данной работы

Цели работы:

  1.  Доказать, что барокко получило мировое признание и выявить причины популярности стиля
  2. Показать, что барокко не является излишеством мировой культуры, а представляет собой самобытный и органичный стиль.

 Для этого нужно решить следующие задачи:

1) Понять причины возникновения стиля

2) Изучить историю барокко

3) Проанализировать распространение стиля в мире

4) Узнать о вкладе барокко в архитектуру и жизни стиля в современности.

 

Вступление

Начать следует с самого значения термина барокко.  Гомбрих писал: «Слово „барокко“, означающее „причудливый“, „нелепый“, „странный“, также возникло позднее как язвительная насмешка, как жупел в борьбе со стилем XVII века.» В разных контекстах слово барокко могло означать в переводе с итальянского «вычурность», «неестественность», «неискренность», «деформированность», «преувеличенную эмоциональность». Все эти оттенки слова барокко в большинстве случаев воспринимались как негативные. Ещё одна теория предполагает, что это слово во всех упомянутых языках является пародийным с точки зрения лингвистики, и его словообразование может объясняться его значением: необычностью, неестественностью, неоднозначностью и обманчивостью. Так же существует предположение, что названия стиля пошло от португальское barroco, означающее жемчужины неправильной формы, не имеющих оси вращения, бывшими популярными в XVII веке.

Уже самом термине заложено противоречие. Одина трактовка говорит нам о противопоставлении стиля всему имеющему правильному, строгому, пропорциональному и гармоничному, указывая на отсутствие утонченного вкуса. В то время как второй перевод дает нам представление о чем-то сказочно прекрасивом, редком, необычном, как жемчужина. Воображение рисует нам волшебную архитектуру. Часть людей считает этот данную архитектуру наикрасивейшей на земле, в то время как другая не приемлет ее для  себя, высмеивая как пережиток прошлого.

Причины возникновения стиля барокко

Но лишь из названия нельзя сделать вывод о том, что двигало людьми, создававшими архитектурные шедевры стиля барокков. Обратимся к истории стиля. Барокко возникло в ХVI веке в Италии. В конце XV века католическая церковь переживает глубокий кризис. Неистовый Савонарола (1452-1498) беспощадно обнажает пороки церкви и нравственное падение ее служителей:

«…Церковь, смрад от которой поднимается до самого неба, умножила свои блудодеяния во вселенной, превратилась в дом терпимости.

Алтарь не что иное, как церковная лавочка. Прелаты держат при себе куртизанок, лошадей, собак…. Они продают святые таинства, брачные мессы, они все продают.

Художники изображают пресвятую деву как какую-нибудь куртизанку. Религия не что иное, как выставка богатых митр, красивых церемоний, драгоценных камней, золотых подсвечников, парчовых риз, аристократических капелл, чаш с вырезанными гербами…»

Вместе с церковью глубокий кризис переживает великий Микеланджело  Буонарроти (1475 - 1564). В частности стихотворение «Гнев» отражает его состояние:

Здесь с копьями кресты святые сходны, 
кровь Господа здесь продают в разлив, 
благие чаши в шлемы превратив, 
Кончается терпение Господне.
Когда б на землю Он сошел сегодня, 
его бы окровавили, схватив, 
содрали б кожу с плеч его святых
и продали бы в первой подворотне.
Мне не нужны подачки лицемера, 
творцу преуспевать не надлежит.
У новой эры — новые химеры.
За будущее чувствую я стыд:
иная, может быть, святая вера
опять всего святого нас лишит! 
(Перевод А. Вознесенского).

В конце жизни Микеланждело почти полностью посвящает себя архитнктуре. Именно его принято считать «отца барокко».

XVI век вошел в историю, как эпоха Реформации церкви. В результате от католичества отказывается большая часть верующих, Папа Римский теряет свое влияние в значительной части Европа. За реформацией следует контрреформация. Для демонстрации силы, мощи и богатства церковь вновь прибегают к искусству. Ей нужен новый стиль. Этим стилем стало барокко.

Во многом католическая церковь не распалась, благодаря самому мощному на тот момент ордену Иезуитов.  Предвестником барокко стала иезуитская церковь Иль-Джезу (1568-1584) Архитекторами церкви были Виньола и Джакомо делла Порта (ученик Микеланджело), разработавший фасад. Микеланджело подготовил первоначальный проект церкви, но он был отклонён кардиналом.

«Нельзя представить себе Рим без церковного фасада в духе барокко, с его типическим делением на два этажа, полуколоннами, пилястрами, дробными фронтонами, нишами, статуями и неизбежными волютами на углах. И эти фасады не только живописная подробность римской улицы, - это плод большого и серьезного искусства, жившего в Риме такой деятельной жизнью, какую только можно себе представить на протяжении целых двух столетий».

Павел Муратов в своей книге «Образы Италии. Рим»

Стиль стали называть «папским» или «иезуитским искусством».

 

 

 

История возникновения стиля барокко

Павел Муратов в своей книге «Образы Италии. Рим» писал

«Надо искать в Риме Рим античный, христианский, средневековый, Рим Возрождения. Но Рим барокко искать нечего, - это до сих пор тот Рим, который прежде всего узнает каждый из нас. Все то, что определяет характер города, - его наиболее заметные здания, главные площади, оживленнейшие улицы, - все это здесь создано барокко, и все верно хранит его печать.»

Барокко легко и быстро «захватывает» Рим, что не могло произойти только по велению Папы Римского. И сейчас барокко — это лицо Рима, то ради чего толпы туристов посещают вечный город. Широко известны и любимые фонтаны Треви и четырех рек на площади Навона и там же расположена церковь Сант-Аньезе-ин-Агоне, дворец Кижи дворец Барберини, площадь перед собором св. Петра многочисленные церкви Рима и, наконец, излюбленное место встреч влюбленных- площадь Испании…

Два великих архитектора Рима Лоренцо Бернини (1598-1680) и Франческо Борромини (1599-1667), живут и работают в Риме в одно и то же время в стиле барокко.  Они отличны по всему по характеру, рождению, воспитанию, темпераменту и олицетворит два противоположных направления в стиле барокко. В то время как Бернини красавец, любимец судьбы и почти всегда папского двора (жил у Папы Римского во дворце с 10 лет), получивший прекрасное образование в мастерской своего отца Пьетро; Борромини почти всегда угрюм, замкну, редко блистает при дворе, он религиозных орденов, самоучка, по приезду в Рим работал каменщиком на строительстве св. Петра. Так и их манеры в архитектуре противоположны друг-другу, как их характеры и судьбы.  

Борромини почти не использует выразительных возможностей техники (ввиду недостаточного образования в области архитектуры), в то время как Бернини придавал большее значение стилю и особенно воображению. Бернини владел всеми искусствами, Борромини только архитектор, Бернини же архитектор, скульптор, художник, театральный декоратор, инженер. Борромини всегда ставит во главу угла удобство и функциональность постройки, главное для Бернини внешний эффект, больше всего он стремиться поразить воображение. Успех Бернини основан на уверенном мастерстве и виртуозном владении техникой, традиционные средства Борромини – результат мучительного поиска, внутренней неудовлетворенности и беспокойства творца.

И в том и другом случае это зачастую религиозная архитектура, но это не просто прославление могущества Папы и величия католической церкви, это различное трактованные основной идеи христианства- спасения души человека. Бернини уверен, что его дар- божие откровение, следовательно, он уже спасен. А архитектура Борромини это искренняя, горячая, взволнованная, отчаянная мольба о спасении. Его творчество полно тревоги, неожиданности и неуверенности.

Не архитектурное преобразование пространства, а здание как творение человеческих рук, попавшее в пространство, не идея универсальности, а живущий своей интенсивной жизнью организм, не город как единый образ, воплощающий высшие божественные и человеческие силы, а город как место жизни, в котором религиозный опыт пересекается с ежедневным трудом. Неудивительно поэтому, что архитектурные и градостроительные идеи Борромини даже вне Италии были более распространены, чем идеи Бернини: действительно, если они и не выражают духовную власть церкви и государства, то интерпретируют и выражают духовные устремления индивидуума и общества.

Про их противоборство ходили легенды. На площади Навона Борромини возвел церковь Санкт-Агнезе. В это же время напротив церкви Бернини возводил главный фонтан-фонтан четырех рек. Молва гласит, что Бернини специально развернул одно из божеств так, что тот в ужасе закрывается рукой от фасада церкви, а Нил вообще в ужасе закрывает лицо. Этого не могло быть, так как проект церкви начали лишь через 2 года после установки фонтана.

В то время как у Бернини в основном масштабные проекты, чего только стоит одна площадь святого Петра, дворец Киджи, дворец Барберини… Бернини выражает себя в многословных аллегорических повествованиях, стремясь к максимальному пространственному размаху, приводит в движение огромные массы света и тени, использует иллюзорные возможности перспективы. Постройки Борромини в основном камерные, как изощрённая церковь Сант-Иво-алла-Сапиенца. Это церковь при первом Римском университете Ла-Сапиенца, что означает знание, наука. Храм в плане представляет собой пчелу, геральдический знак семейства Барберини, а закрученный по спирали бело-голубой шпиль символизирует пчелиное жало.

Легче понять противоположность барокко Бернини и Борромини, сравнив их архитектурные шедевры. Почти рядом на одной улице стоят церкви Сан-Андреа-аль-Квиринале любимое творение Бернини в 1665 и Сан-Карло-алле-Куатро Фонтане, построенная Борромини. Первая розово мраморная церковь почти не имеет прямых линий. Сам архитектор считал ее совершенством гармонии и вкуса, всю жизнь он ездил тайно любоваться ею, он считал ее своим триумфом над Борромини. Правда взгляды прохожих чаще обращаются к неожиданной и дерзкой Сан-Карло с изломанным фасадом. С нее Борромини начал карьеру и достраивал ее всю жизнь. В церкви оставлено место для его гробницы. Но во время затянувшейся депрессии сжег все свои чертежи и 3 августа 1667 года покончил жизнь самоубийством.

На примере соперничества двух великих архитекторов можно понять насколько противоречив и разносторонен стиль барокко.  Здания двух совершенно разных направления одного стиля, основанных на диаметрально противоположном понимании целей архитектуры и строительства, соседствуют на одних улицах и строились в одно время, оставаясь в рамках одного стиля барокко. Так что неоднозначное отношение к барокко может идти еще и от разносторонности и конфликта, заложенных в самом стиле.

Так же в Риме работали такие мастера, как Д.Фонтана, Р.Райнальди, Г.Гварини, Б. Лонгена, Л. Ванвителли, П. да Кортона.

Анализ распространения стиля

Из Рима началось триумфальное шествие по всей Италии.

Одним из наиболее красивых городов Италии считается Турин. Расцвет строительства в Турине пришелся на XVII-XVIII век, поэтому Турин называют «столицей европейского барокко». Одной из главных достопримечательностей города является барочный монастырь Суперга (1717-1731) постройки Филиппо. Так же Турин славится Савойскими дворцами в Турине и его окрестностях, которые в 1997-м году были внесены в список объектов Всемирного Культурного Наследия ЮНЕСКО, - Палаццо Реале с картинной галереей Сабауда, Палаццо Мадама, Палаццо Кариньяно, замки Валентино, Раккониджи и Ступиниджи.

Нельзя представить себе Турин без построек Гварини. Он превратил город в волшебное барочное царство. Благодаря ему на улицах города можно столкнуться с кружевными куполами Сан-Лоренцо (1666-1687) и капелле Санта-Синдоне (1667-1690) и остановиться, изучая волшебный фасад палаццо Кариньяно.
Так же вы можете встретить барокко на улицах Венеции, Неаполя и многих других городов Италии..

Из Италии барокко начинает свое шествие по всей Европе. Говоря о европейском барокко нельзя не вспомнить дворцовый комплекс Цвингер, расположенный в Дрездене. Одном из богатейших городов Европы в XVIII века. Начало строительства было положено в 1709 году при правлении Фридриха Августа, который не раз посылал своего придворного архитектора и автора дворцового комплекса Ма́ттиас Да́ниель Пёппельман (16621736), в Рим, Вену, Париж для ознакомления с тамошними архитектурными достижениями. Монарх хотел отстроить Дрезден по последней архитектурной моде. Изначально дворцовый комплекс задумывался как оранжерея. Назначение помещений еще не раз менялось, превращаясь то вместо проведения торжеств, то в резиденцию королей и, наконец, стал музейным комплексом. Сам комплекс представляет из себя несколько галерей с фасадами, лишенными ровных поверхностей. Колонны, пилястры, ниши, выступы, углубления и прочие декоративные формы образуют живописный рельеф, дополняемый невообразимом количеством скульптуры (расположенной как на крышах и открытых галереях, нишах и всюду где можно и нельзя представить). Сами галереи ансамбля образуют двор сложной формы с множеством фонтанов, украшенных скульптурой.  Цвингер строился до 1855 года (архитектор Готфрид Земпер, архитектор последней из четырех галерей, составляющих дворцовый комплекс).

Когда Пёппельман ездил в Париж он наверняка видел дворцово- парковый комплекс Версаль, пожалуй, самый известный в мире. Это не только один из самых выдающихся комплексов в стиле барокко, но и вообще один из самых известных ансамблей мира, посмотреть на который ежегодно приезжает около 10 000 000 туристов.  Говоря о Версале, что вообще характерно для барокко, вообще часто удивляешься цифрам и масштабам комплекса. Общая площадь дворцовых помещений 67 000 м2 (2513 окон), одних только каминов во дворце 362 их можно обойти по 67 лестницам, а стоимость всего этого великолепия 25 725 836 ливров (1 ливр= 409 гр. серебра), что равняется 10 521 866, 924 кг серебра. Так же поражает общая протяженность парковых аллей- 42 км, гуляя по которым можно наткнуться на 372 парковые статуи и 55 фонтанов. Внутреннее убранство дворца поражает количеством зеркал (55 зеркал в одной только зеркальной галерее), золота и тканей, которыми украшены стены, хрустальных люстр и скульптуры. Версаль стал своеобразным воплощением «города мечты» для художников и мыслителей XVII-XVIII века, построенный по воле одного человека Людовика XIV- «короля-солнца». Надо сказать, что неотъемлемой частью дворца того времени стали и балы, проводимые в резиденции в те времена с умопомрачительными представлениями и фейерверками. Вообще кажется, что, как и пиры так и архитектура дворца и парка доведены до абсолютизма и показывали красоту и роскошь жизни. Воплощаться эта сказка начала в 1661 году и появилась благодаря ведущим архитекторам — Луи Лево(1612-1670) и Жюль Ардуэн-Мансар (16461708), создатель парка — Андре Ленотр (1613-1700). В Версале, как и в барокко все чрезмерно, все на гране фола, и подчинено радости и удовольствию человека, воплощенное по его пониманию красоты.

Еще один не менее известный дворцово-парковый комплекс Шенбрунн, основная летняя резиденция австрийских императоров династии Габсбургов, построенный в стиле барокко, построенный под Веной. Строительство было начато в 1696, при императоре Леопольде I, тогда строительство завершили 1713 году. Дворец приобрел свой нынешний вид в 1743 году, тогда хозяйкой дворца была Мария Терезия. В парке вы можете найти зоопарк, воздушную галерею Глориетта и наконец заблудиться в лабиринте. Тут, конечно, и следа не остается от первоначального папского барокко, это уже совсем другой, светский стиль.

Жемчужины барокко рассыпаны по всей Европе, но одно из самых больших скоплений наблюдается в Испании. Там барокко нашло благоприятную почву, так как архитектура Испании всегда отличалась декоративностью форм. Одно из первых зданий в стиле барокко в Испании иезуитская коллегия в Саламанке (начатая в 1617 г. Хуаном  Гомесом де Мора (1586-1648) ), с ее трехнефной великолепной церковью, свободная дорическая внутренность которой, правда, лишь в отдельных формах является барочной, стоит уже на почве нового времени. Ее фасад также изобилует барочными формами. Полукруглая ниша со статуей Лойолы обладает уже настоящей барочной утонченной рамой и фронтоном с волютами. Триглифы дорического антаблемента принимают форму консолей. Картуши с гербами украшают углубленные поля боковых тимпанов.  

Шаг дальше в развитии самостоятельности форм сделал Фрай Франсиско Баутиста, архитектор мадридской иезуитской церкви Сан Исидро эль Реаль (1620-1651). По плану она не отклоняется от остальных однонефных иезуитских купольных церквей, превращаемых в трехнефные только эмпорами над рядами капелл. Ее лицевая сторона с двумя низкими башнями по бокам кажется одноэтажной благодаря цельной дорической системе колонн и пилястров и вместе с тем трехэтажной благодаря трем рядам окон, связанным в одно целое слегка барочными, сплетающимися обрамлениями.

Так же постройки в стиле барокко встречаются во многих городах Испании. Сан Сальвадор, большая, как зал собрания, приходская и проповедническая церковь иезуитов в Севилье, построенная в 1660-1710 гг. по планам Хосе Гранадо;  иезуитская церковь Нуэстра Сеньора де Белен в Барселоне (1681-1729); капелла "де Нуэстра Сеньора де лос Деземпарадос" в Валенсии (1652-1667) Мартинеца Понсе де Урранас; ратуши Сеговии, Реуса Толедо, Мадрида; "дворцовая темница" Хуана Баутиста Кресценцио, ныне министерство внутренних дел в Мадриде, мадридская плаза Майор … Барокко  прижилось  в Испании, став там не просто стилем, а стилем жизни.

Говоря о испанском барокко нельзя не вспомнить Саламанку. Гуляя по ней поражаешься красотой причудливостью барочных зданий, удивляешься фантазии, которая создала эти шедевры. Один из младших братьев Альберто Чурригера. проектирует центральную барочную площадь Плаза майор, которая и по сей день является излюбленным местом всех горожан и центром городской жизни. Высшие достижения испанского барокко связаны с творчеством архитектора Хосе Чурригера и его учеников.

Cемья Чурригера дала Испании трех братьев-архитекторов, чье творчество пришлось на последние годы XVII — первую четверть XVII века. Все они являются представителями стиля позднее барокко. Впоследствии термин "чурригереск" стал обозначать стиль, предполагающий подробную проработку мельчайших деталей и обилие украшений.

 

Хосе Бенито (1665-1725) - считается наиболее значительным архитектором из всех братьев. Хосе удалился от двора и отправился в Саламанку, где, получив должность главного художника Кафедрального собора, за 50 лет превратил Саламанку в город в стиле "чурригереск". Новый собор Вознесения Богородицы (Catedral Nueva) находится в центре города. К его правому фасаду примыкает Старый собор. Решение о возведении Нового собора было принято, потому что Старый, построенный еще в 12-13 веках, стал уже слишком мал и темен для выросшего университетского города. Собор строился больше двух веков — с 1513 по 1733 год, поэтому он несет в себе отпечаток сразу двух стилей — поздней готики и барокко.  Должность главного архитектора собора передавалась из поколения в поколение: первым был Хуан Хиль де Онтаньон, после его смерти эту должность занимал его сын и еще 2 человека. Затем на весь 17 век строительные работы остановились из-за недостатка денег. В 1713 году стройка снова возобновилась под руководством одного из членов знаменитой династии Чурригера (в честь которой целое направление испанского барокко получило название «чурригереско»). Хосе Бенито де Чурригера работал тут до 1724 года, затем эстафету подхватил его брат Альберто (1725-38), и племянник Хосе де Лара (1741-1751). Отличительной чертой их стиля является обильная скульптурная декорация, из-за которой здание кажется очень нарядными. Для своего патрона, банкира Хуана Гуаенехе, он спроектировал дворец в Мадриде (1715) (ныне Академия святого Фернандо). Характерным его произведением является оформление парадного двора Иезуитской коллегии в городе Саламанка. Последователи этого архитектора продолжали развивать его манеру и создали в этом стиле наиболее типичные памятники, по богатству и сложности форм значительно превосходящие создания самого мастера.

Второй брат Хоакин (1674-1720) стал знаменит благодаря своей работе по строительству и отделке Кафедрального собора в Саламанке (1714—1724), а также работе над Кологио-де-Калатрава (Саламанка, 1717). Третий брат Альберто (1676 — 1750) спроектировал центральную барочную площадь Плаза майор, которая и по сей день является излюбленным местом всех горожан и центром городской жизни.

Перенасыщенный деталями и изобилующий пышными украшениями, стиль "чурригереско" был разработан братьями Хосе и учениками семьи и оказал значительное влияние на архитектуру Испании.

Нетрудно заметить, что постройки всех братьев непохожи между собой. Рассмотрим строгую и серженая здание академии художеств в Мадриде старшего брата не имеет нечего общего с праздничными, нарядными, с фасадами сплошь покрытыми скульптурными рельефами соборами и площадями младших братьев. Хотя все они являются представителями одного направления барокко- «чурригереско».

Но география барокко не ограничивается одной Европой. Барокко столь прижившееся в Испании шагнуло за океан вместе с испанскими первооткрывателями Америки. Считается, что именно в Латинской Америке барокко достигает своего апогея. Латинское барокко — это удивительная, чрезмерная, переполненная декоративными излишествами архитектура, которая балансирует на грани красоты и ... фола. Здесь стиль нашел новое прочтение. Прочтение, которому были чужды какие-либо ограничения и умеренность. Так появился стиль чурригереско или ультрабарокко. Пышность классического барокко было доведено, практически, до гротескных форм, смешение и излишество характерное для этого стиля получило в Латинской Америке свое наивысшее выражение.  Там   канонические примеры архитектуры барокко встречаются на огромных территориях от Аргентины до Мексики.

На одной только Кубе насчитывается более 900 зданий в стиле барокко. Наиболее ярким представителем колониального барокко является Кафедральный собор Гаваны. Само здание собора выполнено из тесанного камня и имеет квадратную форму, а его стены украшены копиями живописных шедевров Мурильо и Рубенса. У собора есть одна интересная архитектурная особенность. Две его башни неодинаковые по определенной причине. Если посмотреть на здание, то вы сразу увидите, что Правая башня шире той, что слева и причиной тому послужил, тот факт, что на площади перед собором скапливалось много воды. Для того чтобы вода могла свободно уходить по улице, было решено одну из его башен, сделать уже, вот и весь секрет непропорциональности в архитектуре Кафедрального собора Гаваны. Любитель барокко так же остановится около Большого театра Гаваны, построенного в 19141915 по проекту   Пауля Белау, и известно под названием Дворец Галисийского центра.

Еще одной жемчужиной латинского барокко является площадь Пласа де Армас Лимы (столица Перу). Площадь производит неизгладимое впечатление своими размерами, гармоничностью пропорциональных построе­ний, их стилевым единством. Столица вице-королевства отстраивалась по проектам лучших, приглашаемых из метрополии архитекторов. Все здания площади выдержаны в стиле барокко, имеют примерно одну высоту и объединены колористической гаммой теплых желтых тонов. Художественному единству построек помогает крупный шаг основных членений и пятен построения их фасадов, выдержанных в одном ритме. Главной стороной площади является ее продольная южная сторона, которую занимают громада Кафедрального собора с его башнями и архиепископский дворец. Собор- единственное не восстановленное на площади здание ( XVI  век) (остальные были разрушены многочисленными землетрясениями). Кафедральный собор (1589—1624 гг.), построенный по проекту выдающегося испанского архитектора Ф. Бесерры (умер в 1605 г.). Здание собора увенчано высокими пышно декорированными башнями с арочными колокольными проемами, со сложными барочными завершениями. 

Интересны и другие церкви Лимы. Варочные композиции каменных порталов, как бы взрывающие и раздвигающие гладь обрамляющих их стен, в своей безудержной фантазии сочленений форм и элементов, в стремительном движении вверх нагроможда­ющихся одно над другим построений оставили позади барочные образцы порталов Испании, кажущиеся против них холоднова­тыми и рассудочными. Характерной для столицы Перу является полихромность в решении фасадов церквей, возникающая в первую очередь от применения и сочетания разных по своей природе материалов.

Ключевой фигурой Бразильского барокко был Алейжадинью (Aleijadinho, буквально - маленький калека, прозвище; настоящее имя и фамилия Антониу Франсиску Лисбоа, Lisbõa) (1730 или 1738, Вила-Рика, - 18.11.1814, там же), бразильский архитектор и скульптор. Сын архитектора М. Ф. Лисбоа (умер 1766) и рабыни-негритянки. Представитель позднего барокко. Алейжадинью был изуродован проказой и работал, прикрепляя инструменты к перчаткам. Представитель позднего барокко. Главным шедевром, памятником мирового значения явилось внешнее скульптурное убранство паломнического храма Бон-Жезус-ди-Матозиньюс в Конгоньяс-ду-Кампу. Подходы к этому зданию (1757–1777, архитекторы А.-Р.Феликато и А.-Г.Роза) были оформлены в виде сложной системы лестниц, площадок и эспланад, обрамленных капеллами. В 1780–1805 Алейжадинью создал грандиозный ансамбль из 66 деревянных статуй (составивших 6 групп Страстей Господних в капеллах) и 12 каменных фигур пророков на парадной лестнице, причем к этому времени проказа уже парализовала его пальцы и он работал в особых перчатках, к которым крепились инструменты. В этих произведениях, позволяющих считать «маленького калеку» крупнейшим латиноамериканским скульптором этого периода, мощная и грубовато-прямодушная экспрессия разнообразных по характеру персонажей соединилась с тонким чувством ракурсов и контактных движений, связывающих фигуры в единое сакральное действо. Представитель позднего барокко.

Самый крупный город латинской Америки- Мехико (столица Мексики) знаменит своими борочными сооружениями. Ярким примером является Кафедральный собор Успения Пресвятой Богородицы, расположенный на вершине холма на северной стороне площади Сокало (Zоcalo, площадь Конституции) — это один из самых больших и самых древних (1573 год) соборов в колониальной Америке. Классическим примером барокко может послужить собор Таско. Собор Санта Приско в Таско находится на площади, носящей имя своего создателя. Построили его в самом конце 18 века. Он выполнен в стиле барокко, с золотыми куполами, покрытыми изразцами.

Еще один хорошо нам известный и любимый город, знаменитый своими барочными строениями, который мы не могли обойти в нашей работе это «блистательный Петербург». С его дворцами, садами, соборами, любимыми нами с детства. Здесь творил один известных гениев мирового барокко- Франческо-Бартоломео Растрелли.  В Санкт- Петербург барокко пришло из Москвы. Гордостью столицы являются Церкви Покрова в Филях (1693—96) и Бориса и Глеба в Зюзине (ок. 1688), (нарышкинское барокко) и Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово (1714-22) (голицынское барокко).

География барокко необычайно широка. Возможно благодаря латинской Америке это один из самых распространенных стилей в мире. Возможно, популярность стиля объясняется тем, что на смену рациональному спокойному и уравновешенному классицизму приходит эмоциональное, стремящееся поразить воображение, парадоксальное барокко. Наскучившие прямые линии, большие плоскости и четкие контуры сменяются кривизной и эллиптическими поверхностями. Барокко разбило плоскость стены скульптурой, нишами, пилястрами, колоннами. В отличии от равномерно освещенного классицизма барокко использует игру света и тени, заставляя пространство дышать и придавая ему проникающее чувство движения.

Изучив постройки по всему миру можно заметить, что сам стиль очень разнообразен, использует разные выразительные средства в разных странах и в разное время. Строительство производится из различных материалов от песчаника до мрамора, так же встречается и кирпич со штукатуркой. Этому стилю чужды правила и образцы. В барокко строится все от камерных церквей до огромный дворцово-парковых ансамблей. Так, барокко изменчиво, неуловимо и текуче, как образ, впечатление, эмоция. Оно обращается в первую очередь не к разуму, а к нашему сердцу, подсознанию, чувству, душе.

Вклад барокко в архитектуру, стиль и современность.

Около двухсот лет барокко царит в мире. К нам в город оно вернулось в середине XIX века. В это время Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865) построил в стиле необарокко великолепный дворец Белосельских-Белозерских. Он стал последним частным дворцом, выстроенным на Невском проспекте в XIX веке. В отделке фасадов архитектор использовал арсенал пышного стиля барокко-полукруглые фронтоны, пышные наличники, овальные окна, фигуры атлантов и др.  В соответствии со стилем барокко на фасаде так же расположились многочисленные колонны, а фасады имеют нарядную окраску в три цвета. Особенно удачной стилизацией под барокко стали фигуры атлантов, выполненные по моделям Давида Ивановича Иенсена (1816-1902).

Невольно замираешь около еще одного дворца Штакеншнейдера- Ново-Михайловского. Главный фасад здания автор оформил в модном тогда стиле эклектика, выбрав за основу барочные формы. Полностью следовать правилам "псевдобарокко" зодчему здесь не удалось, так как было необходимо использовать стены старого здания. А это не позволило активно использовать характерную для барокко игру объёмов, выступы ризалитов. Фасад Ново-Михайловского украшен баллюстрадой с декоративными вазами. Его скульптурное оформление снова создал Д. И. Иенсен.

И сегодня стиль не забыт. По свидетельству современных архитекторов к стилю приходится довольно часто обращаться при строительстве современных коттеджей.

Да, этот стиль находит восторженных поклонников и в наше время. Хотя, стоит заметить, что современное барокко в загородном домостроение, уже не предстает в изначальном виде и принимает формы, адаптированные современности.

Здание, выполненное в стиле барокко, должно представлять собой некий «архитектурный конфликт», в котором сталкиваются контрастные краски, вогнутые и выпуклые плоскости, колонны и карниз, свет и тени.

Современные загородные дома в стиле барокко своим обликом напоминают постройки исторических пригородов Северной столицы. Такие здания включают два и более этажей (часто цокольный и мансардный), и, как правило, просторные открытые террасы. Размерам, как самого здания, так и прилегающего участка уже необязательно принимать королевский размах.

Современного человека может отталкивать чрезмерная вычурность и обилие роскоши, свойственные подобной архитектуре, напоминая скорее о музейном пространстве, нежели о жилом доме. Но не забывайте, что барокко представляет собой дворцовый стиль, и с самого начала был призван демонстрировать престижность и высокий социальный статус своего владельца. Желающих заполучить собственный дворец, пусть даже в виде загородного коттеджа, не самых впечатляющих размеров, и в наши дни находятся не мало.

Когда я приступала к этой работе, я думала, что барокко это давно ушедший в прошлое красота, это стиль прекрасных дам и благородных кавалеров, ушедший в прошлое как императорские балы и дуэли чести. Оказалось, мое исследование показало, что в Америке строительство в стиле барокко шло вплоть до середины XX века.

Так же стоит отметить, что барокко оказало огромное влияние на развитие архитектуры в мире. Его отклик можно заметить не только в необарокко и эклектике. Как мне, кажется, без барокко было бы невозможно появление модерна.  Модерн основан на изогнутых плоскостях и отсутствии прямых линий, впервые проявившихся в барокко. Нельзя не заметить далекие отголоски барокко, как в недавно построенных зданиях (площадь  де ла Энкарнасьен в Севилье архитектор (дата рождения 1965), центр Гейдара Алиева в Баку… Но это тема отдельного исследования.

Выводы.

  1. Барокко является отдельным, самостоятельным стилем, а не «искаженное и упадочное продолжение Ренессанса», как считал во Стендаль и его современники.

Барокко имеет все права самобытного и органичного стиля.

  1. Барокко сделало своей основой крайнюю эмоциональность вместо стремления к бесстрастному спокойствию Ренессанса. Важнейшая черта архитектуры барокко — это поиски всепроникающего чувства движения. Вельфлин сравнивал архитектуру классицизма с рисунком пером, а фасад барокко со свободно брошенными кистями пятнами красок
  2. Из анализа построек Бернини и рассыпаных по всей Европе дворцово-парковых ансамблей следует, что барокко это прежде всего искусство ансамбля и общего впечатления. Цель барокко, в лучших его проявлениях, это виды и картины города, а не отдельные постройки, чего возможно достичь только синтезом искусств. Не краски и кисти, но сама природа была послушным орудием для живописного воображения барокко.
  3. Противоречия, заложенные в стиле, являются залогом его успеха. Конфликт в названии, света и тени, изогнутых и прямых плоскостей, натурального камня и штукатурки являются залогом его развития. Поэтому этот самобытный неуловимый стиль жив до сих пор. Он завоевал весь мир благодаря бесконечному движению, движению, начатому в камне и находящему отклик в нашей душе. Стиль плохо поддается анализу, потому что он многолик, изменчив, неуловим, как человеческое чувство.

Итог исследования: барокко — это мировая жемчужина неправильной формы, а не отжившее «излишество мировой культуры».

ЛИТЕРАТУРА БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.   Артемьева Ю. В. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII век/ Прохватилова С. А.- СПб..:  Лениздат, 1997, 1021 с.

2.   Барокко [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zagorod.ru/reference/arhitekturnyie_stili/barokko/ (дата обращения: 21.01.2015).

3.   Барокко и необарокко в архитектурных сооружениях и зданиях [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.facade-project.ru/spravochniki/razdel_statej/fasadnyj_dekor_v_stilyah_arhitektury/barokko_i_neobarokko_v_arhitekturnyh_sooruzheniyah1/ (дата обращения: 21.01.2015).

4.   Вёльфлин Г. Ренессанс и барокко.-  М.: Азбука-классика, 2004. — 288 с. 

5.   Гомбрих Э. История искусства.М.: АСТ, 1998. - 688 с.

6.   Муратов П.П. Образы Италии. Т.1: Венеция. Путь к Флоренции. Флоренция. Города Тосканы. - СПб.: Азбука-  классика, 2005. – 384 с.

7.   Муратов П.П. Образы Италии. Т.2: Рим. Лациум. Неаполь и Сицилия . - СПб.: Азбука-  классика, 2005. – 352 с.

8.   Муратов П.П. Образы Италии. Т.3: От Тибра к  Арно. Север. Венецианский эпилог. - СПб.:  Азбука-  классика, 2005. – 448 с.

9.   Ренессанс. Барокко. Классицизм. Проблемы стилей в западноевропейском искусстве. Ответственный редактор Виллер. М.,"Наука",1966

10. Очерк об архитектуре Латинской Америки. Неизвестные шедевры  [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rumb.ru/articles/1023 (дата обращения: 21.01.2015).

11. Симона У. Г. Ваша прогулка по Версалю. / Беатрис Соль – Версаль: Изд-во Арт Лис, 2001. – 192с.

 

 

 

 

 

Категория: Работы и статьи учеников | Добавил: mchiz (27.12.2015)
Просмотров: 233 | Теги: Барокко | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 0
avatar