Главная » Статьи » Работы и статьи учеников |
Часть I Вступление
Я – житель Адмиралтейского района великого города Санкт-Петербурга, мой дом и моя школа 307 находятся рядом с пересечением Московского проспекта и Обводного канала. Гуляя вдоль Московского проспекта, я обращала внимание на устремленную к небесам величественную церковь, построенную в типичном «русском стиле», находящуюся недалеко от Варшавского вокзала. Последние годы церковь окутана реставрационной сеткой и строительными лесами. Мне захотелось узнать историю этого Храма, выяснить – действует ли он. Я первым делом провела опрос среди своих одноклассников – выяснилось, что, несмотря на то, что Храм находится недалеко от нашей школы – никто не знает, в честь какого события его возвели и как он называется. Покопавшись в Интернете, я выяснила, что церковь называется Храмом Вознесения Христова. Разговорившись с учителями нашей школы, мне удалось узнать, что иерей Дионисий (Дмитрий Викторович Бурмистров) – служитель Храма Вознесения Христова – выпускник моей 307 школы, затем он окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарии и Московскую духовную академии, кандидат богословия. Сферой моего исследования явилась история возникновения, сооружения и возрождения одной из прекраснейших, как мне кажется, церквей, находящейся в Адмиралтейском районе, а именно Храма Вознесения Христова (у Варшавского вокзала). Я считаю, что современная молодежь должна больше интересоваться нашей историей, тем, во что верили наши предки, в честь каких событий и зачем они возводили Храмы. В своей работе я постаралась выяснить: 1. Когда и в честь какого события был задуман, а затем воздвигнут Храм Вознесения Христова; 2. Кто принял активное участие в строительстве Храма и благодаря чьему участию он был построен; 3. Что происходило с Храмом Вознесения Христова после революции; 4. Какова судьба знаменитого Храма сейчас; 5. Есть ли в Санкт-Петербурге Храмы, история которых похожа на историю Храма Воскресения Христова; 6. Роль Храма Воскресения Христова в современной жизни Санкт-Петербурга.
1. Деревянный храм Воскресения Христова
В конце XIX века местность около Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. В XIX веке после прорытия водной магистрали – Обводного канала, здесь сложился крупный промышленный район. Население состояло, в основном, из фабричных и мастеровых, обслуживавших железные дороги и их мастерские, а также Резиновую фабрику Российско-Американского Общества, Митрофаниевскую мануфактуру и другие более мелкие предприятия. В 1870 г. напротив Варшавского вокзала был возведен Варшавский мост. Сам канал к этому времени пришел в упадок - он стал мелеть, откосы его берегов и набережные не были оформлены и благоустроены. Пыль набережной Обводного канала, кабаки, пьяные рабочие и грязные ребятишки были самыми яркими представителями мира тяжкого труда и беспросветной нужды. Из-за тяжёлых условий труда и в целом беспросветной жизни у рабочих главными развлечениями стали кулачные бои и пьянство. Понимая острую необходимость отвлечь рабочих от пьянства в этом удаленном от приходских церквей районе, петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствует перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма Божиего. 18 ноября 1894 года, по ходатайству Председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви протоиерея Ф. Е Орнатского (члена Государственной Думы, представителя от Православного духовного ведомства) Санкт-Петербургская Городская управа предоставила Обществу "в безвозмездное распоряжение" часть участка 116 площадью в 1000 кв. саж. - «для построения каменного храма .., а до изыскания средств — деревянного». Участок находился на берегу Обводного канала, рядом с Варшавским вокзалом. На участок была перенесена и собрана 14 ноября 1894 под наблюдением архитекторов С.Е. и В. П. Кондратьевых деревянная церковь со Стремянной улицы (на ее месте была построена каменная Троицкая церковь). Свято-Троицкий храм Общества на углу Стремянной и Николаевской улиц
Первая церковь была заложена на этом месте в «память бракосочетания Их Величеств» - в память Бракосочетания Августейшей четы: Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. 28 ноября храм был освящен Никандром, епископом Нарвским, ректором Академии, во имя Воскресения Христова, а 4 декабря Антоний, архиепископ Финляндский освятил Никольский придел. (После возведения каменного Воскресенского храма деревянный был перенесен за Нарвскую заставу). В том же 1894 на углу выделенного участка была построена деревянная часовня. Отец Иоанн Кронштадтский, ближайший друг Ф.Н. Орнатского в это же самое время обращается с личным прошением к министру Путей сообщения господину Кривошеину. В прошении была просьба предоставить участок земли в 400 кв. сажен для постройки Православного центра - Санкт-Петербургского дома трудолюбия. Министр, глубоко чтивший отца Иоанна, удовлетворяет прошение. 12 апреля 1896 года Совет Общества утвердил смету, составленную архитектором Г. Г. фон Голи. В 1897 году здание было выстроено, Центр стал любимым детищем о. Иоанна Кронштадтского и предметом его особой гордости. Когда-то храм и церковный дом являлись единым целым. В этой трехэтажной постройке в глубине участка разместились церковно-приходская школа на 150 детей "с рукодельными классами", библиотека, читальный зал на 100 человек, квартиры служащих; это же помещение использовалось и как воскресная школа для взрослых. Здание дошло до наших дней без существенных изменений.
Первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; особенно после появления церковно-приходской школы, библиотеки и читального зала. Это был в полном смысле слова народный храм; не случайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо, как воздух. Оно было открыто 30 августа 1898 года попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период расцвета более 70 тысяч человек. Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества приходящих, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия.
2.2. Строительство каменного храма Воскресения Общество распространения религиозно-нравственного просвещения рассматривало деревянный храм как временный и намеревалось, как только позволят средства, возвести на данном участке каменную церковь с приделами Николы Чудотворца и Александра Невского, вместимостью 3000-5000 человек. 25 февраля 1896 года Общее собрание Общества единогласно высказалось за создание каменного храма и одобрило открытие подписки среди общественников Ново-Александровского рынка для сбора средств на строительство. Эта подписка, и другие частные пожертвования, позволили к 1904 году собрать необходимые для начала строительства средства. 13 июня 1903 года была образована строительная комиссия, в которую вошли архитекторы Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримм, инженер К А. Авринский, священники А. В. Рождественский и Д. А. Путилин, дьякон И. К Кояндский, староста церкви Я. И. Рожков и другие; председателем был назначен Д. Л. Парфенов. К 1903 году были выполнены чертежи храма Воскресения Христова, подписанные Г. Д. Гриммом и А. Л. Гуном, однако, вероятно, и Г. Г. фон Голи принимал участие в этой работе, во всяком случае, в литературе начала века он упоминается как один из авторов проекта. Таким образом, архитекторами церкви Воскресения Христова стали Герман Давидович Гримм, Густав Густавович фон Голи и Андрей Леонтьевич Гунн. Ими был создан храм, в котором могут поместиться до 4000 человек. Рассказывают, что облик колокольни именно благодаря просьбам прихожан был устроен в форме бутылки. Так церковь получила ещё одно название - "Церковь с бутылочкой". Внутреннее пространство храма не делится на нефы с колоннами, являет собой единое пространство. Купол поддерживается железобетонными сводами. Чертежи были опубликованы в журнале "Зодчий". 25 июля 1903 года на проект была наложена резолюция императора: "Одобряю", а 12 августа последовало Определение Св. Синода N 3627 о разрешении на постройку церкви. 8 сентября состоялось освящение места возведения храма – севернее существующей деревянной церкви. Заложен был храм через год после Высочайшего одобрения его проекта - 25 июля 1904 года. ». Каменный храм был заложен 25 июля 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны. Возводился храм «хозяйственным» способом: собранные за зиму деньги вкладывали летом в строительство. С наступлением зимы строительство замораживалось и консервировалось до весны следующего года. Но не успело строительство начаться, настали труднейшие испытания и искушения: война с Японией и в связи с этим тяжелое положение в стране, революция 1905 года, и надо заметить, революция антицерковная. Все поставщики и подрядчики подвергались революционной агитации, шантажу, угрозам. Предприятия в столице были парализованы или бастовали. Средства на возведение храма перестали поступать. Ставился вопрос о прекращении строительства. Вся тяжесть и ответственность за эту начатую грандиозную стройку в основном ложилась на председателя совета «Общества религиозно-нравственного просвещения» Философа Николаевича Орнатского и председателя строительной комиссии Дмитрия Лаврентьевича Парфенова. В 1909 году продолжались кровельные и облицовочные работы, была почти закончена облицовка песчаником обоих больших окон. В 1910 году работы ограничились отделкой храма песчаником и в 1911 эта отделка продолжалась – было доделано второе большое окно. Кроме того, велись кровельные и плотницкие работы, были достроены алтарные главки. В 1912 году продолжалась облицовка здания церкви. В 1913 году заканчивались работы по внешней отделке храма. Главный иконостас был создан по проекту А.Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону "Воскресение Христово" написал художник С.Т. Шелков в 1909 году. В 1913 - 1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник - профессор В.Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови. Наружная облицовка включала: фасадный кирпич "кожевенного" цвета, и радомский песчаник, и гранит, и позолота: кресты, главки и кокошники, покрытые листовым золотом 56 пробы. Задуманные Г. Д. Гриммом лестницы в устоях главного объема не были построены, а сами шахты использовались, как и сегодня, под кладовые. В том же году на алтарные апсиды торжественно были подняты кресты. И это последние сведения о строительстве храма, которые найдены исследователями истории его строительства в доступных источниках. При церкви было построено две часовни: у входа со стороны Обводного канала и у здания Варшавского вокзала. За храмом находилась церковно-приходская школа и библиотека. Мне кажется, с достаточной уверенностью можно утверждать, что к 1915 - 1917 годам строительство было окончено, храм был достроен и декорация его - включая росписи — завершена. Главной святыней храма была икона Воскресения Христова, пожертвованная Александро-Невскому обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом. В храме находился образ Святой Троицы на доске от священного Мамврийского дуба, пожертвованный храму руководителем русской миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом. В храме также находились икона Афонской Божией Матери; икона преподобного Серафима Саровского, привезенная из Сарова в 1903 году и освященная на мощах преподобного Серафима; иконы Казанской Божией Матери, "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша". Храм жил полной жизнью до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину. 2.3. История храма в советский период К церкви относились две часовни: при входе с канала и у Варшавского вокзала. Ни одна из них не сохранилась. Часовня у вокзала снесена в 1925 году, деревянная часовня снесена в 1929 году. Третий придел церкви был освящён в страшное время - 23 января 1920 года. В мае 1922 года храм попадает во власть "обновленческого раскола". Мне удалось найти потрясающую историю о том, как храм уцелел в 1930-е годы. На городской комиссии обсуждался план его сноса. За снос проголосовали все. Но тут один из членов комиссии задумчиво сказал: «Подождите, но ведь к церкви примыкает Дом культуры имени Карла Маркса. При взрыве церкви Дом культуры пострадает. И что тогда скажут? Что в Ленинграде разрушают Дома культуры трудящихся?..». Члены комиссии задумались - уничтожение храма было отложено. 7 февраля 1930 года Президиумом Ленсовета и Президиумом ВЦИК принято решение закрыть церковь и передать ее помещения под склады Северо-Завпадной железной дороги. В здании церкви был устроен склад; это должен был быть склад Министерства путей сообщения, однако, по некоторым данным, здесь функционировал овощной склад. В подвальном помещении церкви разместили овощной склад пищеторга Ленинского района. В нём хранились бочки с квашеной капустой и солёными огурцами. Вентиляционные отверстия и окна были замурованы. Под воздействием испарений началась коррозия металлических перекрытий, держащих пол. В 1934 году, сняв крест с колокольни, на ней устроили площадку для парашютных прыжков осовиахим. В 50-е годы вокруг церкви было размещено трамвайное кольцо. В стены храма вбили крепежи для растяжек электропроводов. От постоянной вибрации и непредусмотренной нагрузки в стенах храма появились трещины. В конце 1950-х проводились работы по оформлению данного участка набережных: они получили железобетонные, облицованные гранитом, стенки и ограждения из сварных перил геометрического рисунка, опирающихся на тумбы серого гранита. В этот же период были расширены транспортные проезды по набережным, сделано их озеленение. Эти мероприятия, безусловно, благоприятно сказались на градостроительной ситуации, облагородили ее, и здание храма, благодаря отличной постановке, тоже выиграло от введения мотива по-петербургски строго и элегантно оформленной набережной. С другой стороны, с увеличением транспортного потока, усилилась вибрационная нагрузка на постройки, а в связи с обработкой откосов канала, мог несколько измениться и режим подземных вод. 5 июля 1962 года Исполком Ленгорсовета передал здание церкви Ленспортторгу. За эти годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился и склад, и кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка… Эксплуатация храма в качестве склада оказала пагубное воздействие на техническое состояние здания и привела почти к полной утрате им интерьерной и экстерьерной живописи - в 1909 году художник Шелков написал фасадную фреску "Воскресение Христово". Безусловный вред конструкциям здания нанесло многолетнее функционирование трамвайного кольца в непосредственной близости от стен. Утрачена лестница и площадки внутри колокольни, в результате чего в нижнем ярусе скапливался снег, шло намокание и чешуйчатое расслоение кирпича. Помещение в уровне хоров поражено грибком и черной плесенью, следы постоянного намокания видны на фасаде.
| |
Просмотров: 424 | |
Всего комментариев: 0 | |