Главная » Статьи » Работы и статьи учеников

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала

Часть I

Вступление

 

Я – житель Адмиралтейского района великого города Санкт-Петербурга, мой дом и моя школа 307 находятся рядом с пересечением Московского проспекта и Обводного канала. Гуляя вдоль Московского проспекта, я обращала внимание на устремленную к небесам величественную церковь, построенную в типичном «русском стиле», находящуюся недалеко от Варшавского вокзала. Последние годы церковь окутана реставрационной сеткой и строительными лесами. Мне захотелось узнать историю этого Храма, выяснить – действует ли он. Я первым делом провела опрос среди своих одноклассников – выяснилось, что, несмотря на то, что Храм находится недалеко от нашей школы – никто не знает, в честь какого события его возвели и как он называется. Покопавшись в Интернете, я выяснила, что церковь называется Храмом Вознесения Христова.

Разговорившись с учителями нашей школы, мне удалось узнать, что иерей Дионисий (Дмитрий Викторович Бурмистров) – служитель Храма Вознесения Христова – выпускник моей 307 школы, затем он окончил Санкт-Петербургскую Духовную семинарии и Московскую духовную академии, кандидат богословия.                                                                 Сферой моего исследования явилась история возникновения, сооружения и возрождения одной из прекраснейших, как мне кажется, церквей, находящейся в Адмиралтейском районе, а именно Храма Вознесения Христова (у Варшавского вокзала).

Я считаю, что современная молодежь должна больше интересоваться нашей историей, тем, во что верили наши предки, в честь каких событий и зачем они возводили Храмы.      

В своей работе я постаралась выяснить:

1. Когда и в честь какого события был задуман, а затем воздвигнут Храм Вознесения Христова;

2. Кто принял активное участие в строительстве Храма и благодаря чьему участию он был построен;

3. Что происходило с Храмом Вознесения Христова после революции;

4. Какова судьба знаменитого Храма сейчас;

5. Есть ли в Санкт-Петербурге Храмы, история которых похожа на историю Храма Воскресения Христова;

6. Роль Храма Воскресения Христова в современной жизни Санкт-Петербурга.

             

 

 

 

 

 

 

1. Деревянный храм Воскресения Христова

 

В конце XIX века местность около Варшавского и Балтийского вокзалов была рабочей окраиной столицы. В XIX веке после прорытия водной магистрали – Обводного канала, здесь сложился крупный промышленный район. Население состояло, в основном, из фабричных и мастеровых, обслуживавших железные дороги и их мастерские, а также Резиновую фабрику Российско-Американского Общества, Митрофаниевскую мануфактуру и другие более мелкие предприятия. В 1870 г. напротив Варшавского вокзала был возведен Варшавский мост. Сам канал к этому времени пришел в упадок - он стал мелеть, откосы его берегов и набережные не были оформлены и благоустроены. Пыль набережной Обводного канала, кабаки, пьяные рабочие и грязные ребятишки были самыми яркими представителями мира тяжкого труда и беспросветной нужды. Из-за тяжёлых условий труда и в целом беспросветной жизни у рабочих главными развлечениями стали кулачные бои и пьянство. Понимая острую необходимость отвлечь рабочих от пьянства в этом удаленном от приходских церквей районе, петербургское Общество религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви ходатайствует перед городскими властями о выделении земельного участка для строительства храма Божиего. 18 ноября 1894 года, по ходатайству Председателя Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе православной церкви протоиерея Ф. Е Орнатского (члена Государственной Думы, представителя от Православного духовного ведомства) Санкт-Петербургская Городская управа предоставила Обществу "в безвозмездное распоряжение" часть участка 116 площадью в 1000 кв. саж. - «для построения каменного храма .., а до изыскания средств — деревянного». Участок находился на берегу Обводного канала, рядом с Варшавским вокзалом. На участок была перенесена и собрана 14 ноября 1894 под наблюдением архитекторов С.Е. и В. П. Кондратьевых деревянная церковь со Стремянной улицы (на ее месте была построена каменная Троицкая церковь).

Свято-Троицкий храм Общества на углу Стремянной и Николаевской улиц

 

Первая церковь была заложена на этом месте в «память бракосочетания Их Величеств» - в память Бракосочетания Августейшей четы: Императора Николая II и Императрицы Александры Феодоровны. 28 ноября храм был освящен Никандром, епископом Нарвским, ректором Академии, во имя Воскресения Христова, а 4 декабря Антоний, архиепископ Финляндский освятил Никольский придел. (После возведения каменного Воскресенского храма деревянный был перенесен за Нарвскую заставу). В том же 1894 на углу выделенного участка была построена деревянная часовня. Отец Иоанн Кронштадтский, ближайший друг Ф.Н. Орнатского в это же самое время обращается с личным прошением к министру Путей сообщения господину Кривошеину. В прошении была просьба предоставить участок земли в 400 кв. сажен для постройки Православного центра - Санкт-Петербургского дома трудолюбия. Министр, глубоко чтивший отца Иоанна, удовлетворяет прошение. 12 апреля 1896 года Совет Общества утвердил смету, составленную архитектором Г. Г. фон Голи. В 1897 году здание было выстроено, Центр стал любимым детищем о. Иоанна Кронштадтского и предметом его особой гордости. Когда-то храм и церковный дом являлись единым целым. В этой трехэтажной постройке в глубине участка разместились церковно-приходская школа на 150 детей "с рукодельными классами", библиотека, читальный зал на 100 человек, квартиры служащих; это же помещение использовалось и как воскресная школа для взрослых. Здание дошло до наших дней без существенных изменений.                

                           

Первый деревянный храм Воскресения Христова, возведенный в 1894 году, стал поистине лучом света в темном царстве простой рабочей жизни, ведь в нем помимо уставного богослужения и народного пения проводились духовные беседы и чтения, на которые народ устремлялся тысячами; особенно после появления церковно-приходской школы, библиотеки и читального зала.

Это был в полном смысле слова народный храм; не случайно, что именно здесь зародилось Александро-Невское Общество трезвости, которое было необходимо, как воздух. Оно было открыто 30 августа 1898 года попечением настоятеля храма отца Александра Рождественского и разрослось впоследствии так, что насчитывало в период расцвета более 70 тысяч человек. Горячо любимая простым народом деревянная Воскресенская церковь в начале XX века уже стала тесна для множества приходящих, и Обществом религиозно-нравственного просвещения во главе с его бессменным председателем протоиереем Философом Орнатским было решено возводить обширный каменный храм на народные пожертвования, на что была получена и Высочайшая субсидия.


 

2.2.  Строительство каменного храма Воскресения

Общество распространения религиозно-нравственного просвещения рассматривало деревянный храм как временный и намеревалось, как только позволят средства, возвести на данном участке каменную церковь с приделами Николы Чудотворца и Александра Невского, вместимостью 3000-5000 человек. 25 февраля 1896 года Общее собрание Общества единогласно высказалось за создание каменного храма и одобрило открытие подписки среди общественников Ново-Александровского рынка для сбора средств на строительство. Эта подписка, и другие частные пожертвования, позволили к 1904 году собрать необходимые для начала строительства средства. 13 июня 1903 года была образована строительная комиссия, в которую вошли архитекторы Г. Г. фон Голи и Г. Д. Гримм, инженер К А. Авринский, священники А. В. Рождественский и Д. А. Путилин, дьякон И. К Кояндский, староста церкви Я. И. Рожков и другие; председателем был назначен Д. Л. Парфенов. К 1903 году были выполнены чертежи храма Воскресения Христова, подписанные Г. Д. Гриммом и А. Л. Гуном, однако, вероятно, и Г. Г. фон Голи принимал участие в этой работе, во всяком случае, в литературе начала века он упоминается как один из авторов проекта. Таким образом, архитекторами церкви Воскресения Христова стали Герман Давидович Гримм, Густав Густавович фон Голи и Андрей Леонтьевич Гунн. Ими был создан храм, в котором могут поместиться до 4000 человек. Рассказывают, что облик колокольни именно благодаря просьбам прихожан был устроен в форме бутылки. Так церковь получила ещё одно название - "Церковь с бутылочкой". Внутреннее пространство храма не делится на нефы с колоннами, являет собой единое пространство. Купол поддерживается железобетонными сводами. Чертежи были опубликованы в журнале "Зодчий". 25 июля 1903 года на проект была наложена резолюция императора: "Одобряю", а 12 августа последовало Определение Св. Синода N 3627 о разрешении на постройку церкви. 8 сентября состоялось освящение места возведения храма – севернее существующей деревянной церкви. Заложен был храм через год после Высочайшего одобрения его проекта - 25 июля 1904 года. ». Каменный храм был заложен 25 июля 1904 года в ознаменование десятилетия бракосочетания императора Николая Александровича и императрицы Александры Феодоровны.                        Возводился храм «хозяйственным» способом: собранные за зиму деньги вкладывали летом в строительство. С наступлением зимы строительство замораживалось и консервировалось до весны следующего года. Но не успело строительство начаться, настали труднейшие испытания и искушения: война с Японией и в связи с этим тяжелое положение в стране, революция 1905 года, и надо заметить, революция антицерковная. Все поставщики и подрядчики подвергались революционной агитации, шантажу, угрозам. Предприятия в столице были парализованы или бастовали. Средства на возведение храма перестали поступать. Ставился вопрос о прекращении строительства. Вся тяжесть и ответственность за эту начатую грандиозную стройку в основном ложилась на председателя совета «Общества религиозно-нравственного просвещения» Философа Николаевича Орнатского и председателя строительной комиссии Дмитрия Лаврентьевича Парфенова.
Но был еще один человек, благодаря которому этот храм все же продолжали строить, - это о. Иоанн Кронштадтский - он вдохновлял, благословлял, находил жертвователей и был в курсе всех дел и общественных начинаний. И самое главное - сам так много и так часто жертвовал на строительство, что было ясно: возводится любимейший храм о. Иоанна Кронштадтского. И сегодня следует помнить: возможно, каждый двадцатый кирпич в стенах Воскресенского храма куплен на личные деньги великого старца - Иоанна Кронштадтского.                                                                                          Жертвовал на возведение церкви Воскресения Христова и Государь Николай II. В 1896 году - 500 рублей, и в 1903 было пожертвовано 50 000 руб. на постройку Воскресенского храма на Обводном канале и на окончание строительства церкви Иоанна Предтечи на Выборгской стороне. И председатель строительной комиссии Д.Л. Парфенов вкладывал личные средства, одалживал деньги под свою личную ответственность, искал жертвователей. В годовых отчетах Общества отмечалось, что Ф.Н.Орнатский часто в то время собирал деловые собрания, на которых принимались решения о закладе имущества и недвижимости Общества. И все же строительство было связано с таким напряжением, что окружающие все чаще и чаще видели на глазах у Дмитрия Лаврентьевича Парфенова слезы.
     Новая каменная церковь была заложена и выстроена "вчерне" в 1900-е годы. Ее возведение принципиально изменило градостроительную ситуацию в районе - она стала объединяющим фактором для разнохарактерной и разномасштабной окружающей застройки. Ее высокая шатровая колокольня и мощный, компактный, стилистически цельный объем явились тем акцентом, который был так необходим этому пространственно невыразительному участку. Доминантная роль церкви была усилена ее удачной постановкой на берегу канала. Церковь возведена в характерном для своего времени "русском стиле" и отличается мощными компактными формами и единством архитектурного решения в объемах и деталях.                           В 1906-1907 годах было, в целом, закончено возведение колокольни и основного объема храма, выведены главный и малые купола, исполнены бетонные перекрытия главного входа, сделаны хоры и выложена каменная лестница на них, покрыта металлом кровля (железом, медью), частью — временно. 11 мая 1906 года на шатровую колокольню высотой в 60 метров подняли 1000-пудовый колокол, названный «Отец Александр» в память о безвременно скончавшемся 5 июля 1905 года основателе Общества трезвости - священнике Александре Васильевиче Рождественском и ажурный крест размером более 2 сажень, а вскоре, к 1907 году, установили и малые кресты. Таким образом, к 1907 году основной объем храма был выведен. В 1908 году работы активно продолжались, хотя смета на работы выросла. Величественный храм имел особенность, характерную для всех церквей Общества: открытую внутри площадку, не загроможденную колоннами, представляющую удобство как для молящихся за богослужением, так и для слушателей религиозно-нравственных чтений. В сооружении были применены все новейшие приспособления того времени: вентиляция и отопление. Затраты на строительство составили 450 тысяч рублей. (Строительство Исаакиевского собора обошлось казне в 25 миллионов золотых рублей, а «Храм-на-Крови» стоил 5 миллионов).
Отопительная система имела внутристенные каналы, а в подвале отделаны помещения под кочегарку, контору и типографию Общества трезвости. К концу 1908 года отделка храма еще не была завершена и "живописные работы внутри храма еще не начинались" но храм освятили, не дожидаясь окончания работ. Столицу лихорадило от волнений и забастовок, заводы стояли. А церковь Воскресения Христова, невзирая на шантаж и угрозы, продолжала строиться. Как это понять? Чем это объяснить?! Исторических сведений о конфликтах между революционерами и строителями храма найти не удалось. Но факт тот, что победа осталась за строителями, созидателями.
Скорее всего, победа объяснялась помощью Божией, крепкой молитвой и наличием по соседству двух вокзалов. Там трудились трезвенники и православные рабочие, эти самоотверженные люди были готовы идти под пули и отдать свои жизни за строящуюся матушку-церковь. Хотелось ознаменовать духовную победу строителей над общественным революционным безумием - освятить храм. И митрополит Антоний назначил освящение каменного Воскресенского храма, которое произошло 14 декабря 1908 года (был освящен Главный придел храма). Освящение было совершено самим Антонием, митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским, совместно с митрополитами Московским Владимиром и Киевским Флавианом. 21 декабря 1908 года - освящен правый - Никольский придел. Воскресенский храм в плане имеет вид корабля. Массивная колокольня церкви, высотой 64 метра, сочетается с большим куполом и четырьмя маленькими ажурными куполами. Стены храма снаружи отделаны глазурированным кирпичом "кожевенного цвета". Карнизы и кокошники вытесаны из радомского песчаника.                                                                 «Волны народного моря, всегда приливающего к стенам Воскресенского храма», красноречивее всего говорили о том, что «жив Господь и жива душа народная, и нет лучшей пищи для нее, как молитва в Божьем доме…». Всегда активная приходская жизнь стала теперь еще более насыщенной: Александро-Невское Общество трезвости разместило в подвале храма свою типографию, а трезвенническое движение получило распространение по всей России – открывшееся при храме Александро-Невское общество трезвости, вскоре ставшее многочисленным, создавшим в столице несколько отделений, в 1914 году было преобразовано во Всероссийское Александро-Невское братство трезвости.

В 1909 году продолжались кровельные и облицовочные работы, была почти закончена облицовка песчаником обоих больших окон. В 1910 году работы ограничились отделкой храма песчаником и в 1911 эта отделка продолжалась – было доделано второе большое окно. Кроме того, велись кровельные и плотницкие работы, были достроены алтарные главки. В 1912 году продолжалась облицовка здания церкви. В 1913 году  заканчивались работы по внешней отделке храма. Главный иконостас был создан по проекту А.Л. Гуна, а образа для него писали ученики иконописной школы Комитета попечительства о русской иконописи. Наружную икону "Воскресение Христово" написал художник С.Т. Шелков в 1909 году. В 1913 - 1914 годах наружная отделка церкви была закончена. В следующие два года создавалась внутренняя масляная роспись (художник - профессор В.Т. Перминов). Основой для неё послужили картоны, по которым создавались мозаики Спаса на Крови.                                                                         Наружная облицовка включала: фасадный кирпич "кожевенного" цвета, и радомский песчаник, и гранит, и позолота: кресты, главки и кокошники, покрытые листовым золотом 56 пробы. Задуманные Г. Д. Гриммом лестницы в устоях главного объема не были построены, а сами шахты использовались, как и сегодня, под кладовые. В том же году на алтарные апсиды торжественно были подняты кресты. И это последние сведения о строительстве храма, которые найдены исследователями истории его строительства в доступных источниках.                                                                При церкви было построено две часовни: у входа со стороны Обводного канала и у здания Варшавского вокзала. За храмом находилась церковно-приходская школа и библиотека.

Воскресения Христова церковь

Мне кажется, с достаточной уверенностью можно утверждать, что к 1915 - 1917 годам строительство было окончено, храм был достроен и декорация его - включая росписи — завершена.                                                        Главной святыней храма была икона Воскресения Христова, пожертвованная Александро-Невскому обществу трезвости Патриархом Иерусалимским Дамианом. В храме находился образ Святой Троицы на доске от священного Мамврийского дуба, пожертвованный храму руководителем русской миссии в Иерусалиме архимандритом Леонидом. В храме также находились икона Афонской Божией Матери; икона преподобного Серафима Саровского, привезенная из Сарова в 1903 году и освященная на мощах преподобного Серафима; иконы Казанской Божией Матери, "Утоли моя печали", "Неупиваемая Чаша".

Храм жил полной жизнью до 1917 года, когда все в России перевернулось: Общество трезвости было закрыто в 1918 году, «петербургский златоуст» отец Философ Орнатский и многие другие его сподвижники приняли мученическую кончину.

2.3. История храма в советский период                                                           

К церкви относились две часовни: при входе с канала и у Варшавского вокзала. Ни одна из них не сохранилась. Часовня у вокзала снесена в 1925 году, деревянная часовня снесена в 1929 году. Третий придел церкви был освящён в страшное время - 23 января 1920 года. В мае 1922 года храм попадает во власть "обновленческого раскола".                                         Мне удалось найти потрясающую историю о том, как храм уцелел в 1930-е годы. На городской комиссии обсуждался план его сноса. За снос проголосовали все. Но тут один из членов комиссии задумчиво сказал: «Подождите, но ведь к церкви примыкает Дом культуры имени Карла Маркса. При взрыве церкви Дом культуры пострадает. И что тогда скажут? Что в Ленинграде разрушают Дома культуры трудящихся?..». Члены комиссии задумались - уничтожение храма было отложено. 7 февраля 1930 года Президиумом Ленсовета и Президиумом ВЦИК принято решение закрыть церковь и передать ее помещения под склады Северо-Завпадной железной дороги. В здании церкви был устроен склад;  это должен был быть склад Министерства путей сообщения, однако, по некоторым данным, здесь функционировал овощной склад. В подвальном помещении церкви разместили овощной склад пищеторга Ленинского района. В нём хранились бочки с квашеной капустой и солёными огурцами. Вентиляционные отверстия и окна были замурованы. Под воздействием испарений началась коррозия металлических перекрытий, держащих пол. В 1934 году, сняв крест с колокольни, на ней устроили площадку для парашютных прыжков осовиахим. В 50-е годы вокруг церкви было размещено трамвайное кольцо. В стены храма вбили крепежи для растяжек электропроводов. От постоянной вибрации и непредусмотренной нагрузки в стенах храма появились трещины. В конце 1950-х проводились работы по оформлению данного участка набережных: они получили железобетонные, облицованные гранитом, стенки и ограждения из сварных перил геометрического рисунка, опирающихся на тумбы серого гранита. В этот же период были расширены транспортные проезды по набережным, сделано их озеленение. Эти мероприятия, безусловно, благоприятно сказались на градостроительной ситуации, облагородили ее, и здание храма, благодаря отличной постановке, тоже выиграло от введения мотива по-петербургски строго и элегантно оформленной набережной. С другой стороны, с увеличением транспортного потока, усилилась вибрационная нагрузка на постройки, а в связи с обработкой откосов канала, мог несколько измениться и режим подземных вод.                                                                                                                        5 июля 1962 года Исполком Ленгорсовета передал здание церкви Ленспортторгу. За эти годы внутреннее пространство храма было обезображено до неузнаваемости: в нем находился и склад, и кинотеатр, на колокольне – парашютная площадка… Эксплуатация храма в качестве склада оказала пагубное воздействие на техническое состояние здания и привела почти к полной утрате им интерьерной и экстерьерной живописи - в 1909 году художник Шелков написал фасадную фреску "Воскресение Христово". Безусловный вред конструкциям здания нанесло многолетнее функционирование трамвайного кольца в непосредственной близости от стен. Утрачена лестница и площадки внутри колокольни, в результате чего в нижнем ярусе скапливался снег, шло намокание и чешуйчатое расслоение кирпича. Помещение в уровне хоров поражено грибком и черной плесенью, следы постоянного намокания видны на фасаде.                                                       

 

Категория: Работы и статьи учеников | Добавил: mchiz (28.12.2015)
Просмотров: 160 | Рейтинг: 5.0/2
Всего комментариев: 0
avatar