Главная » Статьи » Работы и статьи учеников

Церковь Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Часть II

2.4. Храм в наши дни.

Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года, и богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес!        В том же году церковь была освящена, в 1991 году установлен временный иконостас и поднят крест.                                20 июня 1992 года в церкви отпевали Л. Н. Гумилёва.
В начале 1990-х годов, после возвращения данного здания церкви, по решению Госарбитража 1993 года земельный участок, занятый под диспетчерскую трамвайного кольца, был освобожден.                                        После передачи Храма церкви проводилось усиление надподвальных перекрытий, в 1993 было проведено обследование технического состояния несущих конструкций купола, в середине 90-х годов стены здания в интерьере заново оштукатурены и побелены, в 2008 году проведены обследования и замена конструкций опоры и креста центрального купола.         Колокольня, внутреннее убранство, купола храма еще полностью не восстановлены. 20 декабря 2008 года установлен новый крест на главном куполе. Предполагается ремонт купола. Предстоит сделать иконостас (существует проект, в соответствии с историческим первообразом и учетом архитектурных особенностей здания, архитектора В. Антипина). Затем будет продолжена расчистка росписей и отделка интерьеров.

Так храм выглядит сейчас – закрытый сеткой и строительными лесами.

                                

Проблема реставрации интерьера храма связана, прежде всего, с отсутствием полноценной иконографии и авторских проектных материалов. Можно ссылаться только на один снимок Никольского придела. Может быть, во времена своего расцвета храм выглядел именно так.

иконостас

Иконостас церкви, как конструкция, так и иконы, утрачен полностью. В рамках реставрации убранства храма, не стоит вопрос о реставрации иконостаса. В 2007 году было принято решение о проектировании нового иконостаса на основе известных авторских эскизов, создавая стилевую реконструкцию. В настоящее время идут работы по воплощению этого проекта.

иконостас

Проблема живописного убранства церкви также весьма сложна. Исследователи считают, что интерьер в 1912 г. был украшен картинами кисти проф. Перминова и других, выполненных по картонам для мозаик "Спаса на крови". Снятые во время ремонтов холсты не сохранились. В процессе неквалифицированных ремонтов 90-х годов были уничтожены, или закрашены орнаментальные росписи, разделявшие «картины». В 2008 году были предприняты попытки расчисток в северной абсиде, которые дали результат - под слоем шпатлевки и краски были найдены живописные «небеса», роспись по штукатурке. Находка позволяет надеяться, что в дальнейшем, в процессе реставрационных работ, есть возможность раскрыть сохранившиеся фрагменты живописного декора и включить их в будущий проект росписи храма.                                                                                          Здание церкви, как объемно-пространственная композиция, не имеет существенных утрат и может считаться вполне сохранным. В то же время, в каждом составляющем композицию элементе есть утраты, аварийные и поврежденные участки. Реставрация облицовки потребует изготовления фасадной плитки, соответствующей по цвету и фактуре, а также исследования возможности закрепления на фасаде сохранившейся облицовки. К постоянно действующим факторам, влияющим на состояние конструкции здания и его облицовки, является все возрастающая динамическая нагрузка от автотранспорта на проезжую часть – это вибрация и выхлопные газы.                                                                                    Я впервые переступила порог церкви только после попытки изучить ее историю – теперь мне стало очень интересно заглянуть внутрь и узнать, что сейчас стало со знаменитым народным храмом. Я взяла фотоаппарат и в выходной день поднялась по ступенькам церкви.

Вхожу в церковь, и останавливаюсь при входе... Вот как сейчас выглядит храм изнутри.

А так выглядит иконостас после реставрации

Как только я вошла, мое внимание привлекла чудесная икона слева от входа – над ней горит лампада и она как бы горит и переливается – люди, благодарят ее за оказанную помощь и приносят в знак благодарности самое ценное, что у них есть – золотые цепочки, крестики и отдают иконе. Это икона Божией Матери «Неупиваемая Чаша». Перед этой иконой еженедельно по понедельникам с 18.00 служатся молебны об избавлении от недуга пьянства. Говорят, со всего Петербурга сюда съезжаются люди.

Чтимая икона Святителя Николая.

 

Это – сохранившиеся элементы старинной подлинной росписи на потолке.

 

 

 

 

Фрагмент подлинной росписи на стене. Остальная роспись в советские годы была уничтожена.

 

Вот икона святого праведника Иоанна Кронштадтского. Стена, на которой расположена икона – нуждается в срочной реставрации.
 

Святая праведная новомученица Елизавета. На меня эта икона произвела неизгладимое впечатление – ощущение, что ее глаза живые и прямо сейчас она с тобой заговорит.

Святая Параскева Пятница. Служительница храма сказала, что это очень почитаемая икона, люди ее любят, и она им помогает.

 

Царственные страстотерпцы.

3. Великие люди, благодаря которым Храм Воскресения воздвигнут.

Изучая историю создания храма, я поняла, что историю «делают личности» - благодаря воле и титаническим усилиям нескольких людей новая церковь в фабричном районе была создана. Мне бы хотелось остановиться и немного рассказать о них.

3.1. Святой  праведник Иоанн Кронштадтский.

Иоа́нн Кроншта́дтский (настоящее имя Иван Ильич Се́ргиев), (19.11.1829 – 20.12.1908) был священником Православной Российской Церкви, настоятелем Андреевского собора в Кронштадте, членом Святейшего правительствующего синода с 1906 года. Запомнился потомкам проповедником, духовным писателем, церковно-общественным и социальным деятелем правоконсервативных монархических взглядов. Погребён в основанном в Санкт-Петерурге Иоанновском монастыре на реке Карповке. Канонизирован в лике праведных Русской Православной Церковью (святой праведный Иоанн Кронштадтский).                               К началу 1890-х гг. стал известен народу - получил такое почитание, что всюду в России, где только становилось известно о его приезде, заранее собиралось множество людей Рост известности и почитания Иоанна Кронштадтского привели к тому, что ему стали жертвовать большие денежные суммы.   Крупные суммы (до 50 тыс. рублей) жертвовал отец Иоанн на строительство и поддержание благотворительных учреждений, школ, больниц, монастырей и храмов, жертвовал в благотворительные общества.                                                                                                          Отец Иоанн Кронштадтский, ближайший друг Ф.Н. Орнатского обращался с личным прошением к министру Путей сообщения господину Кривошеину о предоставлении участка земли в 400 кв. сажен для постройки Православного центра - Санкт-Петербургского дома трудолюбия. Министр, глубоко чтивший о. Иоанна, удовлетворяет прошение почитаемого пастыря. Православный центр, построенный в 1897 году, стал любимым детищем о. Иоанна Кронштадтского и предметом его особой гордости. Воскресенский храм был святой целью и мечтой, объединяющей православное братство. Вот что в год своей смерти (1908) писал о. Иоанн Кронштадтский председателю строительной комиссии Дмитирию Лаврентьевичу Парфенову:
«Я несказанно был бы рад видеть готовым храм у Варшавского вокзала. Дай Бог Вам кончить святое дело благополучно. Молитесь, Господь промышляет о Своем храме. И он воздвигнется и украсит собою столицу и Церковь Православную. Господь Вам Помощник. Примите мою лепту, присылаемую мною из личных средств». В начале декабря 1908 года - за две недели до освящения - Д.Л. Парфенов отправился к больному о. Иоанну Кронштадтскому - приглашать на торжества. В глазах старца засветилась живейшая радость, еще бы, долгожданное событие! И Дмитрий Лаврентьевич даже не мог предположить, что торжества освящения почти совпадут с кончиной любимого батюшки: 20 декабря 1908 ода отец Иоанн Кронштадтский скончался. Отец Иоанн Кронштадтский предчувствовал день своей кончины и отказался лично участвовать в торжествах, но обещал быть на празднике молитвенно. Он горько сожалел, что ему так и не удалось увидеть росписи Троицкой церкви Общества, так и не удалось услышать голос колокола «Отец Александр».

 

3.2. Отец  Александр Рождественский


отец Александр Рождественский
Отец Александр родился 11 октября 1872 г. в фабричном селе Орехово Владимирской губернии, от благочестивых родителей протоиерея Василия Матвеевича и Анны Владимировны Рождественских. В 1893 г. Александр поступил волонтером в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1897 г. он успешно оканчивает ее со степенью кандидата богословия и поступает священником к Воскресенской церкви Общества религиозно-нравственного просвещения вблизи Варшавского вокзала. Молодому батюшке было всего 23 года. 30 августа 1898 г. его попечением при Воскресенском храме у Варшавского вокзала рождено было Александро-Невское Общество трезвости. С первых же шагов своей службы в Воскресенской церкви отец Александр стал заботиться о поиске средств для постройки каменного храма. Не только уговорить человека пьющего (или непьющего) произнести обет трезвости было задачей отца Александра. Он старался прилепить трезвенников крепко-крепко к Церкви. Чтобы за тою сладостью, какую дают высшие духовные радости и впечатления, им окончательно опротивели грубые наслаждения дурмана, которые они раньше искали в вине. Современники признавались: он владел тайной потрясать сердца людей до глубины души. Седовласые мужи с полной искренностью именовали его, годящегося им в сыновья – отец... Воистину, он и был отцом всем страждущим, угнетенным, обездоленным. Александр Васильевич Рождественский.                                                                                               Начатая отцом Александром Рождественским традиция крестных ходов быстро нашла отклик верующем народном сердце. По всей России разошлись от «Варшавки» многолюдные крестные ходы трезвенников. Дух соборности и любви, крепче цемента, сплачивал народные ряды во имя Христово. Не робкими слугами, а полноправными хозяевами жизни выходили трезвенники-мастеровые на центральные улицы столицы: всегда опрятно одетые, степенные, благочестивые. В Александро-Невскую лавру крестный ход от «Варшавки» направлялся обычно на третий день Пасхи.

крестный ход трезвенников

 

Традиционными стали крестные ходы трезвенников в Троице-Сергиеву Приморскую пустынь. Эти величественные шествия собирали до 80 тысяч человек, преимущественно фабричных и мастеровых. Из всех церквей, отделений и молитвенных домов Александро-Невского Общества крестные ходы в 5 часов утра собирались у Воскресенской церкви и отсюда общим крестным ходом двигались к пустыни по Петергофскому шоссе. К ним примыкали путиловские трезвенники, нижние чины из Красного Села, Ораниенбаума, Павловска, Царского Села. Они прекрасно знали, что путь предстоит не близкий, двадцать верст, но шли с такой горячностью, так было у них много непритворной любви к этому подвигу, что оставалось только благоговеть…

В начале июня 1905 г. отец Александр почувствовал значительное недомогание и накануне дня, назначенного для крестного хода в троице-Сергиеву Пустынь, у него было повышение температуры. Этот грандиозный крестный ход 12 июня 1905 г., можно сказать, стоил ему жизни. 5 июля отец Александр отошел к богу. Ему было всего 32 года. Еще при жизни – краткой, как вспышка молнии! – этот молодой петербургский батюшка завоевал любовь десятков тысяч людей. Излучающий любовь, с летящей походкой – он всегда спешил кому-то на помощь – неутомимый и деятельный. В разных концах необъятной России благословляли его светлое имя.                «Голос тысячепудового колокола широкими гулкими волнами плыл по улицам столицы» - вспоминали очевидцы. Александро-Невское Общество трезвости приобрело этот колокол на средства трезвенников за 20 000 рублей в память своего основателя - священника Александра Рождественского. Весил колокол 1 064 пуда (17 тонн). На нем был рельефный портрет пастыря и надпись: колокол «Отец Александр».                                                         Могилу отца Александра на Никольском кладбище Александро-Невской лавры украшает надгробие-колокол, увенчанный крестом. На нем надпись: «Александро-Невское Общество трезвости своему небесному укрепителю. Не в долговечности честная старость и не числом лет измеряется. Достигнув совершенства в короткое время, он исполнил долгие лета».

 

 

 

3.3. Благотворитель и храмосоздатель купец Дмитрий Лаврентьевич Парфенов (03.05.1852 – 03.10.1915).

    

Сейчас мало кому известно, что он был потомственный почетный гражданин, действительный статский советник, жертвователь и благотворитель, награжденный орденами: св. Станислава 2-й степени, св. Анны 2-й степени, что дало ему право на личное дворянство, и орденом св. Владимира 4-й степени, что давало право на потомственное дворянство его детям. Он родился в Костромской губернии в бедной крестьянской семье. Приехал в столицу на заработки, стал в чайной мальчиком на побегушках, сделался приказчиком, затем поступил на службу в крупную фирму. В 1912 году Дмитрий Лаврентьевич бросил коммерцию, передал дела брату и посвятил себя благотворительной деятельности. Особый интерес для Дмитрия Лаврентьевича представляли приюты и богадельни: он помогал обществу попечения о бедных и больных детях, оборудовал приют в г. Чухломе. Радушный, гостеприимный хозяин он всегда предпочитал жить около храма, любил принимать священнослужителей, охотно одалживал всем деньги, а когда узнал, что некоторых студентов Духовной академии хотят отчислить за неуплату обучения - тайком оплатил их долги. Он прекрасно понимал, что для России Церковь - основа государства и считал, что самое большое счастье на земле - построить Божий храм. Его трудами, стараниями и личными пожертвованиями были построены церкви: Предтеченская на Выборгской стороне и Свято-Исидоровская русско-эстонская. Но главное дело его жизни - это строительство Воскресенского храма у Варшавского вокзала, который строился под председательством строительной комиссии во главе с Д.Л.Парфеновым и "Общества религиозно-нравственного просвещения". Опыт, находчивость, энергия и купеческое слово Д.Л.Парфенова значило много: всегда давали кредит, верили, что строительство будет закончено своевременно. Каждый камень этого храма омыт кровью многозаботливого сердца Дмитрия Лаврентьевича, овеян думами и бессонными ночами великого труженика. Воскресенский собор у Варшавского вокзала строился с огромным напряжением сил, когда шла война, и кругом кипели революционные страсти 1905 года. Это было настоящим подвигом и чудом. Государь Николай II за эти понесенные труды пожаловал купца Парфенова сразу генеральским чином, минуя очередные звания. Дмитрий Лаврентьевич был современником отца Иоанна Кронштадтского, который был крестным отцом его младшего сына Дмитрия. Благотворитель Парфенов никогда не начинал строительства без его благословения, а в день ангела дорогого батюшки, всегда навещал его в Кронштадте. Дружеские отношения связывали его и со священномучеником Философом Орнатским, который назвал Парфенова выдающимся общественным и церковным деятелем. Осенью 1915 года Дмитрий Лаврентьевич уехал в Крым подлечиться и отдохнуть в Гурзуфе. Там он неожиданно заболел, а когда понял, что положение серьезно завещал, чтобы венков на его могиле не было, а звучала молитва. Его похоронили в центральной части Никольского кладбища, рядом похоронен его любимый брат Федор. Крест на его могиле не сохранился, лишь надпись на черном полированном камне может напомнить нам о хорошем, трудолюбивом, богобоязненном человеке, о котором сказано: "кто сеет щедро, тот щедро и пожнет...ибо доброхотно дающего любит Бог"

 

Надгробный памятник Д. Л. Парфенову на Никольском кладбище Александро-Невской лавры

 

   4. Храмы Санкт-Петербурга – история которых похожа на историю Храма Вокресения Христова.

В Санкт-Петербурге есть Храмы, задуманные и созданные благодаря истинно верующим людям, на их добровольные пожертвования и чудом сохранившиеся до наших дней – их история, с моей точки зрения, очень похожа на историю Храма Вокресения Христова.

 

  1. Собор Воскресения Христова.

Храм-памятник «Спас на крови» в Санкт-Петербурге построен в 1883-1907 гг. архитектором А. А. Парландом и архимандритом Игнатием на месте смертельного ранения 1 марта 1881 г. императора Александра II – отсюда и народное название «Спас на крови». Уже на следующий день, 2 марта Городская дума на своём чрезвычайном заседании приняла решение просить нового императора Александра III "разрешить городскому общественному управлению возвести часовню или памятник" погибшему государю. Сразу после получения такого разрешения на месте покушения была освящена временная деревянная часовня работы Л. Н. Бенуа. Эта часовня была построена на средства лесопромышленника И. Ф. Громова. А когда из губерний стали поступать крупные пожертвования на памятник Александру II, правительство решило возвести здесь собор. Александр III выразил желание, чтобы памятником его отцу стала не часовня, а церковь. В ходе конкурса он лично рассматривал все проекты — он хотел, чтобы церковь была выстроена в стиле московских и ярославских храмов. Храм Воскресения Христова сооружен в «чисто русском стиле», он вобрал в себя элементы декоративного убранства множества московских и ярославских храмов XVII в., отличавшихся изощренностью форм.                                Его считают своеобразным музеем русского мозаичного искусства конца XIX – начала XX вв. Мозаики (общая площадь 7000 кв.м.) исполнены в мастерской А. А. и В.А.Фроловых по эскизам художников В. М. Васнецова, М. В. Нестерова, Н. А. Кошелева, В. В. Беляева, Н. Е. Харламова и др. Снаружи на стенах укреплены гранитные доски, на которых увековечены главные события царствования Александра II.                                                   В советское время храм чудом избежал сноса, использовался под складские помещения. Реставрационные работы велись с 1970 г., открылся для посетителей в 1997 году.

набережная канала Грибоедова, дом 2

  1. Морской Никольский собор (Кронштадт).

Морской собор святителя Николая Чудотворца - православный собор. Находится в Кронштадте, построен в 1903-1913 годы архитектором Василием Косяковым. Собор был заложен по указу императора Николая II в 1903 году в честь 200-летия русского флота. Деньги на новый храм, ставший лучшим архитектурным украшением Кронштадта, были собраны путем добровольных пожертвований. Собор расположен в самом центре исторической части города Кронштадта, на территории бывшей Кронштадтской крепости - Якорной площади.                                                            Собор построен подобно храму св. Софии (6 век н.э.) в Константинополе. Ценность его в том, что он не имеет себе равных по отделке среди соборов своего времени. Снаружи стены облицованы гранитом, серовато - желтым кирпичом и украшены полированными наличниками и колоннами порталов, терракотовыми орнаментами, майоликовыми фризами, мозаикой. Величественный храм высотой более 70-и метров был построен в честь побед российского флота и в память о погибших моряках. Храм находится на самой высокой точке о. Котлин. При строительстве обязательным условием стала видимость купола храма с воды для идущих в Кронштадт кораблей. В хорошую погоду своеобразный маяк виден даже из Санкт-Петербурга.               Грандиозный Морской собор стал одним из лучших образцов неовизантийского стиля. Неовизантийский (иногда псевдовизантийский) стиль - одно из направлений в архитектуре периода эклектики, получившее популярность в конце XIX — начале XX века (1880-е — 1910-е).                                    Освящение собора состоялось 10 (23) июня 1913 года в присутствии императорской семьи. Собор состоял в приходе кронштадтского морского Богоявленского собора, службы проводились до 1927 года. Окончательно храм был закрыт 14 октября 1929 года. После закрытия собор был переоборудован в кинотеатр имени Максима Горького, вследствие этого здание храма прозвали «Максимкой». В 1956 году в здании собора появился клуб Кронштадтской крепости и концертный зал на 1250 мест с театральной сценой. В 1974 году в соборе открылся филиал Центрального военно-морского музея. В 2002 году на соборной колокольне был установлен православный крест. В Никольском Морском соборе продолжалась реставрация. 19 декабря 2005 года, в день памяти свт. Николая Чудотворца, впервые за 75 лет состоялась Божественная Литургия в Свято-Никольском Морском соборе г. Кронштадта.

Кронштадт, Якорная площадь, 1

  1. Храм Лурдской Божией Матери.

 

 Храм Лурдской Божией Матери - римско-католическая церковь в городе Санкт-Петербурге. Построен 1903 г.-1909 г., для нужд французской католической общины. Архитекторы Л. Н. Бенуа и М. М. Перетяткович. Освящен 5 декабря (22 ноября по ст. стилю) 1909 года епископом Иоанном Цепляком. С 1938 по 1992 годы этот храм оставался единственной действовавшей католической церковью в Санкт- Петербурге.                   Своим основанием церковь Божьей Матери Лурдской обязана французам, которые в конце XIX века жили в составе многонациональной католической общины в Санкт-Петербурге. Начиная с 1891 года, они отправляли многочисленные прощения Александру III, затем Николаю II  с просьбой разрешить строительство еще одного католического костела в честь Божьей Матери. Спустя 8 лет усилия французов увенчались успехом: Николай II позволяет своим указом построить церковь, но при условии, что из городской казны не будет потрачено ни рубля.

На поиски подходящего участка и сбора пожертвований ушло около двух лет: было решено, что будущая церковь будет располагаться между доходным домом и экипажной фабрикой. С этой целью у петербургского купца I-ой гильдии В. Т. Максимова был выкуплен участок, на котором изначально под церковь отвели небольшое деревянное строение, пока разрабатывался проект каменного костела. Архитектором выступил сын знаменитого петербургского зодчего Л.Н.Бенуа, ведавший судебными делами французской католической общины. Закладка первого камня была осуществлена 29 декабря 1903 года. К слову, при строительстве церкви было использовано огромное количество гранита, который остался с постройки Троицкого моста. 22 ноября  1909 года церковь была торжественно освящена.

Интересно, что костел не пострадал в советские времена, когда политический режим яростно боролся с церковной властью. Великая Отечественная война, блокада Ленинграда также не нанесли сильных разрушений зданию.

Церковь построена в стиле романского зодчества с добавлением северного модерна. Церковь венчается тридцатиметровой двухъярусной башней -колокольней. Внутреннее убранство известно большими морскими раковинами, мраморным бюстом Иисуса Христа, стояниями крестного пути и картиной, изображающей Богородицу с Младенцем, архангела Михаила.

Ковенский переулок, 7

  1. Церковь Святейшего Сердца Иисуса (Римско-католическая).    

Построена 1907-1917 гг. Римско-католическая церковь имеет развитую сим­волику, но основным символом является крест в различных мо­дификациях. Главное изображение и знамение веры Церкви - крест с изобра­жением распятого Спасителя. Проект неоготической церкви в романтическом стиле создал архитектор Стефан Петрович Гелензовский. В конечном проекте для удешевления строительства пришлось отказаться от колоколен, в результате чего храм приобрёл необычный вид - готической церкви без башен.                                                                                                   К концу ХΙХ века в рабочем предместье Санкт-Петербурга за Невской Заставой, вокруг крупных заводов и фабрик, сложились многочисленные поселения поляков и литовцев, а на противоположном берегу Невы большая колония немцев. К началу ХХ века число католиков, живших в этом районе, составляло около 16. 000 человек. 4 марта 1905 года католики, работающие на Императорском Фарфоровом заводе, обратились с прошением о постройке в районе Шлиссельбургского и Александровского участков пригорода Российской столицы католического храма. Министерство Внутренних дел не возражало. Средства на строительство собирались не только среди работников близлежащих заводов, но и по всем католическим церквям Санкт-Петербурга. Кроме этого были выпущены открытки с гравюрой воздвигаемой церкви, средства, от выручки которых также ли на строительство.

1917 году новая церковь была освящена во имя Пресвятого Сердца Иисуса Христа, хотя по проекту предполагалось возвести еще две колокольни. 7 декабря 1922 года церковь Пресвятого Сердца Иисуса Христа была закрыта, а ее настоятель арестован. В июле 1923 года храм был вновь открыли и в нем возобновились богослужения, 8 июля 1936 года после пожара храм был опечатан, а через несколько месяцев согласно постановлению Президиума ВЦИК от 23 мая 1937 года окончательно закрыт. После закрытии храм был перестроен под кинотеатр, а затем под общежитие работников «Ленгаза», в 1970-е годы его передали тресту «Спецстрой». Для нужд этой организации здание было перестроено. В итоге церковь была поделена на 4 этажа и перегорожена многочисленными перегородками, внутренняя отделка была утрачена, а оконные и дверные проемы были расширены. 5 апреля 1996 года, после многочисленных прошений, верующим были возвращены первый и четвертый этажи храма, уже 6 июня в нем было совершено первое богослужение. После ремонта на верхнем этаже возвращенной церкви разместилась часовня, а на первом – пункт социальной службы благотворительной организации «Каритас», которую так же возглавлял о.Хартмут, и «Мальтийской Службы помощи».

ул. Бабушкина, д.57

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Заключение

Изучив литературу по истории возникновения, строительства, возрождения Храма Вокресения Христова, мне показалось, что он был построен, сохранился и мы можем им любоваться до сих пор только благодаря какому-то чуду. Строительство Воскресенского храма в разгар революций - общественных бурь и потрясений было чудом и подвигом. Скорее всего, победа объяснялась помощью Божией, настоящей молитвой. На строительстве храма трудились трезвенники и православные рабочие, эти самоотверженные люди были готовы идти под пули и отдать свои жизни за строящуюся матушку-церковь. После начала строительных работ «уповаемый при закладке храма приток пожертвований прекратился почти тотчас в неожиданно наступившую пору лихолетья»: русско-японская война, кровавые события первой русской революции отодвинули планы храмоздательства. Но «точно наперекор общественному разброду и разложению заветных православно-русских традиций у Варшавского вокзала росло величественное сооружение, ставшее памятником преданности царелюбивого народа своим родным свято-историческим заветам».                Удивительно, но Храм выстоял и в тяжелое послереволюционное время, когда многие церковные сооружения взрывали и сравнивали с землей, и страшные испытания советского времени не нанесли ему непоправимого ущерба и мы можем им любоваться.                                                                          Храм был возвращен верующим в феврале 1990 года, и богослужение вновь зазвучало в нем в день Пасхи – 15 апреля 1990 года: храм Воскресения Христова воистину воскрес! После 1990-х годов началось постепенное возвращение исконного его назначения, как «храма молитвы». Благодаря активному участию Епархии, прихода, правительства Санкт-Петербурга, всех заинтересованных граждан, начато последовательное движение к благоустройству храма и участка. Фрагментарные ремонтно-восстановительные работы до настоящего времени велись только на аварийных участках. В 2010 году начато комплексное обследование памятника и создание научной базы для дальнейшего проекта реставрации и воссоздания утрат. Программа реставрации будет включать в себя, в том числе, и вопросы воссоздания инженерных систем. В церкви работает воскресная школа детский военно-патриотический клуб «Верность».  Сегодня приход храма возрождает традиции трезвеннического движения, а также просветительскую и книгоиздательскую деятельность. Мне кажется, очень важно именно сейчас заниматься пропагандой трезвого образа жизни        - слишком много молодых людей злоупотребляет спиртными напитками. По данным исследований, алкоголь является причиной половины всех несчастных случаев со смертельным исходом на транспорте, половины убийств и самоубийств. Отчетливо прослеживается связь роста пьянства и резкого всплеска преступности. Нарастает пьянство среди женщин, подростков и молодежи, процесс привыкания к алкоголю у которых происходит в 3-4 раза быстрее, чем у мужчин. Если среди старших возрастных групп соотношение женщин и мужчин, страдающих алкоголизмом, составляет 1:9, то у людей в возрасте 20-29 лет этот показатель равен 1:6, а в подростковом и юношеском возрасте - 1:4. Это страшная статистика. Мне очень хочется верить, что пропаганда трезвого, а значит и здорового образа жизни, которой активно занялось наше государство, принесет плоды и свою лепту в решение этой задачи внесут и   священнослужители Церкви Воскресения Христова.                                    Церковь Воскресения являлась и является главной доминантой окружающего пространства, ее градостроительную роль для данного участка трудно переоценить. Сегодня, когда территория Варшавского вокзала становится торгово-развлекательной общественной площадкой, именно здание церкви сформирует новую городскую площадь, и городской центр, наконец, перешагнет границы Обводного канала.                                   Свое исследование мне хочется закончить стихотворением, которое на трапезе в честь освящения Храма Воскресения Христова в 1908 году с воодушевлением прочитал протоиерей И.П. Слободской:

Гроза надвигалась с востока,
Гудело зловещее море,
Сочилось народное горе
Из раны глубокой.

 

И там, под землею, незримо, среди темноты,
Народному счастью могилу копали кроты...
Но в эти годины всеобщей тоски и сомненья
Здесь строился храм Воскресения!

 

И беды... удар за ударом
На сердце народное пали,
И Руси концы запылали
Ужасным пожаром.

 

Враги ликовали кругом, наследство делить собирались
Их хохот и вопли "друзей" в постыдную тризну сливались
Темна была ночь, но средь братской резни и смятенья
Уж высился храм Воскресения

 

А новое солнце всходило,
Свободною радостью солнце
Блестнуло сквозь наше оконце,
И крест позлотило.

И ныне в сей день освящения храма святого
Мы радостно вспомним венчанье Царя молодого
Царицу младую вспомянем и вновь запоем в умиленьи
Священную песнь Воскресения…

  1. Список использованной литературы

 

  1. Антонов В. В., Кобак А. В. / Святыни Санкт-Петербурга // Историко-церковная энциклопедия в 3-х т. -  Издательство Чернышева, СПб., 1994 – 1996 г.г.
  2. Рункевич С.Г. / Новый храм Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в Петербурге – 1908 
  3. Берташ А.В., Жерихина М.Г., Талалай М.Г./Храмы Петербурга: Справочник-путеводитель // – СПб.: Лик, 1992
  4. Зодчие Санкт-Петербурга XVIII века под редакцией  Ю.В. Артемьевой; С.А. Прохватиловой- Спб: Лениздат, 1997.
  5. П. Н. Петров История Санкт-Петербурга. СПб., 1885.
  6. Примаченок А.А. /Алкоголь и несовершеннолетние. - Минск: Наука и техника,1987 г. 
Категория: Работы и статьи учеников | Добавил: mchiz (28.12.2015)
Просмотров: 359 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/3
Всего комментариев: 1
avatar
1 gohak4 • 13:16, 28.12.2015
Хорошая статья.
avatar